Бойс, йозеф

Йозеф бойс: биография

Предыстория

Слева направо: Офсетный плакат к серии лекций Джозефа Бойса Энергетический план для западного человека, 1974 год. Бойс на марке Сербии 2021 года.

Как художник Йозеф был частью немецкого движения Fluxus и создавал хэппенинги, перформансы, картины, скульптуры и инсталляции. Большая часть его работ носит духовный характер и углубляется в концепции гуманизма, социальных мифологий и антропософии (использование естественных средств для оптимизации физического и психического благополучия).

Он родился в 1921 году в Крефельде, был единственным ребёнком в семье торговцев и вырос при Третьем рейхе. Йозеф был членом гитлерюгенда и в сентябре 1936 года участвовал в Нюрнбергском митинге, пропагандистском мероприятии, созданном для демонстрации силы и популярности немецкого национал-социализма. После окончания школы в 1941 году он записался добровольцем в люфтваффе и стал военнослужащим немецкой армии. В марте 1944 года самолёт Йозефа потерпел крушение на Крымском фронте. То, что произошло дальше, изменило его жизнь и сильно повлияло на его работу.


Слева направо: Крымскотатарская женщина, депортация перед Второй мировой войной.Второй мировой войной. Молодой Йозеф Бойс, 1940-е годы.

Йозеф вырос на фоне войны, и в молодости он на собственном опыте испытал травму сражений и конфликтов. Художник придумал ставшую легендарной историю о том, что его спасли татарские соплеменники после того, как его сбили в Крымских горах. Бойс тогда утверждал, что они завернули его в слои войлока и жира, чтобы ему было тепло. В то время как спасательный аспект истории в значительной степени был опровергнут, миф, который он создал, заключал в себе его увлечение культурами коренных народов и целебной силой природных материалов. Эта история впервые связала Йозефа с понятием шаманизма и сыграла жизненно важную роль в создании странного и неуловимого образа Бойса.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картины, которые стоит читать, а не смотреть: неодназначные работы Ансельма Кифера >>

Преподаватель

Йозеф Бойс во время одного из своих легендарных занятий искусством. Фото: i.pinimg.com.

Йозеф стал профессором монументальной скульптуры в Дюссельдорфской академии в 1961 году. В своей роли педагога он расширил концептуальные рамки шаманизма, позиционируя себя скорее, как своего рода Fluxus guru или духовного лидера, чем как формализованного инструктора. Он отменил вступительные требования, настаивая на том, что любой студент может присоединиться к его экспериментальным классам.

Художник также покончил с экзаменами, сосредоточившись вместо этого на индивидуальном самовыражении в попытке свергнуть традиционные системы власти. Это был радикальный подход к преподаванию, который оказал длительное влияние не только на художественное образование, но и на саму природу искусства, объединив преподавание с активизмом и перформансом, даже если это в конечном итоге стоило ему преподавательской работы в Дюссельдорфской академии.

А в следующей статье можно узнать историю о том, что же на самом деле связывало скандальную баронессу и маму дадаизма с Марселем Дюшаном.

Joseph Beuys

Joseph Beuys

  • Дата рождения: 1921 г. ; Krefeld, Germany
  • Дата смерти: 1986 г. ; Düsseldorf, Germany
  • Национальность:немец
  • Направление:Неодадаизм , Концептуализм
  • Школа/группа:Флюксус
  • Жанр:перформанс
  • Сфера:живопись , теория искусства , перформанс , инсталляция
  • Оказал влияние:Yoko Ono , Зигмар Польке , Роберт Смитсон , Розмари Трокель , Энвайронмент (Environmental Art) , Перформанс Арт (Performance Art) , Флюксус
  • Ученики:Блинки Палермо , Зигмар Польке , Одд Недрум , Ансельм Кифер
  • Арт-институции:Дюссельдорфская академия художеств
  • Друзья и коллеги:Нам Джун Пайк , Георг Базелиц , Герхард Рихтер
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Бойс,_Йозеф
Заказать репродукцию

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 в Крефельде в семье торговца Йозефа Якоба Бойса (1888—1958) и Йоханны Марии Маргарет Бойс (1889—1974). Осенью того же года семья переехала в Клеве, промышленный город Нижнего Рейна (Германия), недалеко от голландской границы. Там Йозеф посещал начальную католическую школу, а затем гимназию. Учителя сразу заметили у мальчика талант к рисованию. Кроме того, он брал уроки игры на фортепиано и виолончели. Несколько раз посещал мастерскую фламандского живописца и скульптора Ачиллеса Муртгата.

Еще во время школьного обучения Бойс изучил массу художественной литературы: трактаты основателя антропософии Штейнера, произведения Шиллера, Гете, Шопенгауэра и Новалиса, труды по медицине, искусству, биологии и зоологии. По словам Бойса, 19 мая 1933 г. (т. е. в тот период, когда нацистская партия начала устраивать массовые акции по сжиганию неугодной литературы) во дворе своей школы он спас книгу «Система природы» Карла Линнея «… из этой большой, пылающей кучи».

В 1936 году Бойс стал членом Гитлерюгенд. Всё больше детей и подростков состояло в партии, так как членство в ней стало обязательным. Он участвовал в митинге в Нюрнберге в сентябре 1936 года, когда ему было всего 15 лет.

В 1939 году он работал в цирке и заботился о животных в течение года. Школу окончил весной 1941 года. Война уже охватила весь мир.

В 1941 году Бойс ушел добровольцем в Люфтваффе. Военную службу он начал в качестве радиста в Познани под командованием Хайнца Сайльмана. Они оба посещали лекции по биологии и зоологии в местном университете. В это же время Бойс начал серьезно рассматривать карьеру художника.

В 1942 году Бойс был дислоцирован в Крыму. С 1943 он стал задним стрелком бомбардировщика Ju 87. В рисунках и эскизах этого времени, дошедших до наших дней, уже проявился его характерный стиль. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района.

Это событие стало отправной точкой в карьере художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. — Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе — не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили „Вода“, войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло».

В то же время очевидцы утверждают, что пилот умер вскоре после аварии, Бойс же был в сознании и был обнаружен поисковой командой. В деревне в то время никаких татар не было. Хотя это не противоречит словам Бойса, который всегда говорил, что его биография была предметом его собственной интерпретации. Но главное, что данная история является мифом происхождения художественной личности Бойса и даёт ключ к толкованию использования им нетрадиционных материалов, среди которых войлок и жир занимают центральное место. Бойс был доставлен в военный госпиталь, где оставался в течение трех недель с 17 марта по 7 апреля.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

http://artuzel.com/content/boys-yozefhttp://iskusstvo-info.ru/hudozhniki-shamany-jozef-bojs-vse-nemnogo-volhvy/http://www.wikiart.org/ru/yozef-boys

голоса

Рейтинг статьи

Изучение живописи и скульптуры

Первые работы мастера

Нетрадиционные материалы или собственный художественный язык?

После окончания войны, в 1945 году, Йозеф Бойс присоединился к группе «Klever Künstlerbund» («Профиль»), основанной Гансом Ламерсом и Вальтером Брюксом, у которых он охотно учился живописи.

1946 – 1952- изучал живопись и скульптуру в Академии художеств в Дюссельдорфе. Он учился у Эрвина Гериха и Эльмара Хиллебранда, Эвальда Матаре и др.

Последний специализировался на скульптуре животных, что в последствии, серьезно отразилось на творчестве Йозефа Бойса, через интерес к религиозным мотивам. Он любил изображать кресты, растения и животных, соблюдая, прежде всего, строгие геометрические рамки. Под руководством Э.Матаре, в это же время, он работал над так называемой «Дверью Пятидесятницы» в Кельнском соборе.

Йозеф Бойс был также достойным учеником Эрвина Хериха в Академии художеств.

Совместно с Эриком Герихом Йозеф Бойс работал над копией скульптуры Кете Кольвиц (1867-1945) «Скорбящие родители» 1914 года.

Его первая скульптурная работа имела название «Torso» (1949/51).

С чугунной скульптурой «Pietà» (1951 г.), Йозеф Бойс выиграл главный приз в конкурсе «Железо и сталь» (1952 г.), который был организован Дюссельдорфской ассоциацией металлургических предприятий.

В этот период художник активно участвует во всевозможных выставках, смело и прямо заявляя о своих, необычных, для того времени, взглядах на живопись и скульптуру, постепенно стремясь к самостоятельности в творчестве. Бойс умел извлекать знания и двигаться вперед, развиваясь дальше.

Стоит отметить, что для создания скульптур Бойс использовал нетрадиционные материалы: жир, шоколад, войлок, мед и воск. Он концептуализирует необычные свойства перечисленных материалов

Например, животный жир, очень неудобное для использования сырье, которое можно лишь переплавить или лепить при определенной температуре — метафора той плавности и осторожности, с которой должны происходить изменения в обществе. Войлок обладает теплом и звукоизоляционными свойствами, что позволяет человеку не только находиться в тепле, но сохранять тепло души

Что повлияло на его увлечение вышеперечисленными материалами?

Существует история о том, что во время войны он попал в авиакатастрофу вместе со своим напарником. Как только Бойс понял, что самолет начал терять высоту, то сразу же понял, что нужно немедленно прыгать. Он выжил, а его напарник погиб.

Проснувшись, он увидел людей, которые окружили его и помогли ненадолго прийти в себя.

У него было тяжелое ранение, в результате которого он 12 дней не приходил в себя. Его намазали

и обвернули войлоком, что помогло сохранить тепло. Сквозь боль и сон он чувствовал тепло и энергию. Бойс считает, что это ранение «сделало его» и изменило его подходы к искусству и материалам, которые традиционно использовали мастера.

Мы практически на каждой фото видим художника в шляпе. И это совсем не спроста, ведь именно ее он носит с целью защиты головы. Часто Бойс говорил: « После ранения в моей голове образовался сквозняк».

Движение «Флюксус»

Еще одним интересным фактом биографии явилось участие Бойса в этом движении. Идеи этой негласной организации были близки и понятны для художника. Те, кто участвовали в движении «»Флюксус»», старались ликвидировать границу между жизнью и искусством. Они пропагандировали уход от традиционного понятия живописи, музыки и литературы. По их мнению, между творцом и публикой следовало установить тесный духовный контакт.

Йозеф Бойс, работы которого были именно такими, принимал активное участие в движении «Флюксус». Но оставить свои идеологические взгляды скульптору пришлось после того, как он в 40 лет стал профессором той самой академии, в которой его обучал Матаре. Его новые произведения вышли на более высокий уровень, а его взгляд на искусство стал радикальным. Творения этого периода называют «социальной пластикой».

Творчество

За свою жизнь много творений создал Йозеф Бойс — художник, картины которого известны меньше, чем скульптуры. Странными и необычными произведениями являются его картины «Ведьмы изрыгающие огонь» и «Сердца революционеров: Прохождение Планеты будущего».

Йозеф Бойс — скульптор, который создавал яркие и запоминающиеся образы. Рожденные его фантазией инсталляции отражали прошлое и настоящее мира и самого автора. Например, проект «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня». Этот шедевр возник после того, как немец прожил три дня в одной комнате с кайотом. В эту комнату Йозефа привезли на носилках прямиком из аэропорта, а после также на носилках и вынесли. На прощание Бойс обнял кайота. Позже он объяснил свои действия тем, что хотел изолировать себя и не увидеть ничего в Америке, кроме кайота.

Бойс Йозеф (художник), интересные факты из жизни которого описаны в статье, создавал яркие и запоминающиеся произведения. Он — один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс – художник неординарный. Не все его понимают и воспринимают. Этот гений стал своеобразным феноменом послевоенного мира.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соцсетях:

Оцени статью:

  • 100

The Second World War

As for the whole world, for the Germans the war begansuddenly. Josef received the specialty of radio operator, and also tried not to miss the lessons of natural sciences. During the war, fate prepared the artist for difficult tests. Taking part in the fighting, his dive bomber was shot down over the Crimea. Boyce miraculously survived.

Jumping off with a parachute, he fell into a swoon. But fate has prepared him an incredible gift. The Tatars who lived in that area fought for the life of the future art star for more than a week. They spent nights over it, healing heavy wounds with folk remedies. Later the German group found Boise, he was transferred to a military hospital.

After rehabilitation, Josef again had to go to the front, where he had repeatedly been seriously injured. The war for the artist ended in the Netherlands.

Инсталляции

Освенцим-демонстрация, Йозеф Бойс. Фото: buro247.ua.

Йозеф рассматривал исцеление и изгнание нечистой силы как средство воссоединения условий своего прошлого опыта с внезапными драматическими или гротескными представлениями настоящего. В своей первой инсталляции «Освенцим-демонстрация» он поместил объекты, символизирующие переход от порядка к хаосу, в новый тип скульптуры-ассамбляжа. В футляре, среди прочего, есть фотография Освенцима, два куска жира на горячей плите, останки дохлой крысы, два колбасных кольца и печенье, лежащее как евхаристия рядом с фигурой Христа.

На самом деле Йозеф – один из первых художников, который пытался создавать произведения искусства в память о Холокосте. Демонстрация Освенцима подчёркивает необходимость помнить о таких зверствах, а также сложность их представления. Он показывает остатки извращённой трансформации, системной рутины превращения жизни в смерть: «Человеческое состояние — это Освенцим, и принцип Освенцима находит своё увековечение в нашем понимании науки и политических систем. Сейчас мы переживаем Освенцим в его современном характере», — сказал художник.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Жизнь как перфоманс: Взлёты и падения Марины Абрамович, чьё искусство выворачивает зрителей наизнанку >>

Перфомансы

Слева направо: Как объяснить картинки мертвому зайцу, Джозеф Бойс, 1965 год. Двор, Аллан Капроу.

Йозеф также был очарован связью между людьми и животными. В одном из своих самых культовых перфомансов «Как объяснить картинки мертвому зайцу» художник баюкает мёртвого зайца, одновременно описывая животному серию произведений искусства в странном, квазидуховном действии. Тем временем в легендарном перфомансе Бойса «Мне нравится Америка и я нравлюсь Америке» (иногда также называемом «Койот») Йозеф заперся в комнате с диким койотом, чтобы доказать, что люди могут существовать бок о бок даже с самыми свирепыми из диких животных.

Crucial moment

The German artist Josef Boyce tried to createunusual exhibitions and teach the audience a new approach to understanding art. One of such accents was the appearance in the works of honey and hare. These images were akin to felt and fat. Honey is the product of the work of bees, just as artistic creations are the result of human activity, so many of his works were based on this image: «Queen of bees», «From the life of bees», etc.

The hare embodied the image of the creator himself. Boyce associated himself with this animal. Leaving the danger, the hare buries into the ground, and this process the artist interpreted as a contact of thoughts with matter.

Boyce’s activity at the end of his life was a certainby a miracle. After all, the man was already very sick, he lived without a spleen and one kidney, suffered pains in the legs, his lungs were amazed. Already in 1975, the creator overtook a heart attack. Like many philosophers, Boyce was convinced that pain breeds spirituality.

In 1986, the German sculptor committed suicide.

Бойс и шаманы

«Последнее, что я четко помню,— то, что уже слишком поздно прыгать, парашют не раскроется. Должно быть, мысль возникла за секунды до удара об землю. К счастью, я не был пристегнут — всегда предпочитал свободу движения ремням безопасности… Мой друг застегнул ремни, и сила удара уничтожила его, буквально раздробила на атомы. Но я, вероятно, вылетел через лобовое стекло, когда самолет врезался в землю, это меня и спасло, хотя я получил ранения черепа и челюсти. Потом хвост самолета перевернулся, и я полностью погрузился в снег. В таком виде и нашли меня через несколько дней татары. Я помню голоса, произносящие „вода“, помню войлок их шатров и густой резкий запах сыра, жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему накопить тепло, и обернули меня войлоком как изолятором, чтобы тепло оставалось внутри».

Советская артиллерия сбивает пикирующий бомбардировщик Бойса над заснеженными крымскими степями, татары находят бездыханное тело юного летчика среди обломков самолета, несут его в юрту, натирают жиром и медом, оборачивают войлоком, шаманы исцеляют его своей древней магией — история, которую Бойс пересказывал на разные лады журналистам, искусствоведам, меценатам и коллекционерам, легла в основу его мифа, мифа о художнике-Осирисе, воскресающем к новой жизни, чтобы средствами художественного шаманизма излечивать травмы послевоенной Германии, Европы, Евразии, всего человечества и самой матери-Земли. Миф был этиологическим, то есть, как все объяснительные мифы, имел некоторую связь с реальностью, и пережил самого Бойса на доброе десятилетие — сегодня биографы восстановили подлинную картину событий. Юнкерс Ju 87 разбился 16 марта 1944 года в степном Крыму возле бывшего еврейского колхоза Фрайфельд (сейчас — село Знаменка Красногвардейского района), население которого было уничтожено эсэсовцами в 1941-м; пилот, не справившийся с управлением из-за скверных метеоусловий (кажется, действительно шел снег), погиб; радист и стрелок Бойс получил множество переломов и тяжелую травму головы, но выжил; на следующий день поисковая группа доставила его в походный госпиталь в Курман-Кемельчи (сейчас — поселок Красногвардейское). Из Крыма Бойса перевели на Западный фронт, война для него началась в мае 1941-го в Познани, где он учился на радиста, а закончилась в мае 1945-го в Куксхафене, где после капитуляции вермахта его взяли в плен англичане. За годы войны унтер-офицер Бойс был ранен пять раз и награжден нагрудным знаком «За ранение», боевые раны давали о себе знать очень долго — он был далеко не здоровым человеком.

«Стул с жиром», 1963. Eva Beuys

На военном мифе об умирающем и воскресающем герое строится весь бойсовский эпос. Вдова художника утверждала, что татары привиделись ему в горячечном бреду — Бойс не слишком интересовался этнографическими реалиями и исторической судьбой крымско-татарского народа, депортированного два месяца спустя после крушения его бомбардировщика. Воображаемое спасение воображаемыми татарами, превратившимися в каких-то сибирско-монгольских кочевников-шаманов, стало для него, активиста текучего, номадического «Флюксуса», символом встречи Запада (сам Бойс был родом из тех мест, где совершал свои подвиги Зигфрид) и Востока в центре Евразии. Из этой мистической встречи родились и несуразный костюм художника, неизменно щеголявшего в рабочей жилетке, отдаленно напоминающей спасательный жилет военного летчика, и интеллигентской фетровой, то есть почти что войлочной шляпе, и материалы для объектов и инсталляций — жир (маргарин, сало), мед, войлок (фетр), и сам шаманский стиль его политического акционизма, который был родом терапии, залечивания социальных ран — практически в каждом втором интервью Бойс говорит о страдании, боли и ранах. Работы с жиром и войлоком порой трактуют как реквизит и бутафорию в бесконечном театре одного актера-художника, но некоторые из них откровенно автопортретны. Например, знаменитый «Войлочный костюм» (1970) — характерно, что своего рода «постэскиз» к этому «Костюму», представляющий собой нечто вроде огромного коллажа из выкроек, называется «Осирис» (1970–1979). Или же не менее знаменитый «Стул с жиром» (1963) — Бойс говорил, что в стуле для него важна и антропоморфная форма, и само слово, имеющее в том числе и медицинский смысл. Автопортретом смотрелась и самая последняя инсталляция Бойса «Palazzo Regale» (1985): в декорациях из семи сусально-золотых монохромов были выставлены две витрины, где, словно расчлененный труп какого-то гиганта, лежали предметы, использовавшиеся в различных акциях и инсталляциях и служившие метафорой или продолжением тела художника.

«Войлочный костюм», 1970. DACS, 2021

The beginning of the life path

German creator was born in 1921 and becamepopular after the Second World War. But before this schoolboy from Krefeld was fond of natural sciences and was going to treat children in the future. He entered the preparatory department of the medical faculty, studied well and wanted to become a pediatrician.

At the same time, the young man was carried away by a seriousliterature, he read with ecstasy Goethe, Hamsun, Novalis. In the fine arts he was attracted by the artist Edward Munch, in music — composer Richard Strauss. Now we can already say that the further creative destiny of Boise was influenced by the philosophy of Kierkegaard and Leonardo.

Детство и юность

Биография Йозефа Бойса началась в мае 1921 года с рождения в семье немецкого торговца и его молодой жены. Дом будущего художника находился в Северном Рейн-Вестфалии, на берегах живописной западноевропейской реки.

В детстве мальчик получал образование в католической школе, а затем в гимназии и, проявляя талант к рисованию, выделялся среди учеников. Он также занимался музыкой по классам фортепиано и виолончели и увлеченно читал произведения классических немецких авторов.

Любимыми предметами Йозефа считались зоология и медицина, и однажды это спасло от уничтожения неугодный нацистам научный трактат. Повзрослев, по примеру товарищей юноша примкнул к обществу «Гитлерюгенд» и до 1941 года оставался членом организации НСДАП.

В старших классах будущий художник заботился о животных в цирке, а потом записался в люфтваффе и добровольно ушел на фронт. Он участвовал в крымских сражениях в должности стрелка-бомбардировщика и чудом не погиб в самолете, который потерял убитый пилот.

После безоговорочной капитуляции Германии Бойс попал в плен к британцам, но через 2 месяца освободился и благополучно вернулся домой. К 1945 году он решил профессионально заняться искусством и навсегда покончить с прошлым, связанным с кровопролитной войной.

Получив высшее образование в Дюссельдорфской художественной академии, молодой мастер создал партию из абитуриентов и профессоров. После столкновений с немецкими властями, не поддержавшими идею студенческого равноправия, Бойс перестал интересоваться политикой и освободился от правительственных оков.

Sculptures of Lembroke

In 1938, Josef Boyce, whose biography wasstill not known to anyone, got acquainted with the work of the famous sculptor Wilhelm Lembroke. This meeting played a crucial role in shaping his views on art.

Boyce realized that the sculpture for him isan immense horizon of possibilities that can become the best manifestation of his «I». It was then that he began to engage in plastic surgery. After it was repeatedly asked, were there any more sculptors who could influence the work of the young artist? He replied with certainty that only Lembroke was an inspiration to him, only in his works he saw something profound.

It is worth saying that it is very difficult to visually perceive Lembroke. His works can be understood intuitively and spend looking at them, hours and days.

Бойс и Уорхол

Судьбы двух талантливейших личностей просто не могли не переплестись. Судьба свела их в 1970 году на выставке картин в галерее Дениза Рене и Ханса Майера в Дюссельдорфе. Именно, после этой встречи, Энди Уорхол сделал несколько полароидных снимков Бойса, портреты которого стали позже шаблонов для нескольких сериграфов с алмазной пылью.

Бойс и Уорхол. Выставка Beuys, Нью Йорк, 1979

В этом же году художники снова встретились на совместной выставке (галерея Дениза Рене и Ханса Майера в Дюссельдорфе), на которой было представлено творчество Энди Уорхола, Йозефа Бойса и Роберта Раушенберга.

1 апреля 1980 года Бойс и Уорхол встретились в галерее Лучио Амелио в Неаполе. Эта выставка знаменита тем, что на ней Энди Уорхол выставил трафаретные портреты Йозефа Бойса под названием «Йозеф Бойс Энди Уорхола».

Вторая мировая война

Как и для всего мира, для немцев война началась неожиданно. Йозеф получил специальность радиста, а также старался не пропускать уроки естественных наук. Во время войны судьба подготовила художника к сложным испытаниям. Принимая участие в боевых действиях, его пикирующий бомбардировщик был сбит над Крымом. Бойс чудом выжил.

Спрыгнув с парашютом, он упал в обморок. Но судьба подготовила ему невероятный подарок. Татары, которые проживали в той местности, боролись за жизнь будущей звезды искусства больше недели. Они проводили над ним ночи, залечивая тяжелые раны народными средствами. Позже немецкая группа нашла Бойса, его переместили в военный госпиталь.

После реабилитации Йозефу снова пришлось идти на фронт, где он еще не раз получал тяжелые ранения. Война для художника закончилась на территории Нидерландов.

The Fluxus Movement

Another interesting fact of the biography wasBoise’s participation in this movement. The ideas of this unspoken organization were close and understandable to the artist. Those who participated in the Fluxus movement, tried to eliminate the border between life and art. They advocated a departure from the traditional concept of painting, music and literature. In their opinion, a close spiritual contact should be established between the creator and the public.

Josef Boyce, whose work was just like that,took an active part in the Fluxus movement. But the sculptor left his ideological views after he became a professor at the Academy at the age of 40 when he was taught by Matare. His new works reached a higher level, and his view of art became radical. The creations of this period are called «social plastics.»

Биография

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн — Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами. В 1947—1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э. Матаре. Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение. Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество

Бойс начал как традиционный художник, проявлявший способности к графике и живописи, о чем свидетельствовала серия ранних сюжетных миниатюр. На картинах, напоминавших по стилю первобытные наскальные рисунки, он изображал растения, животных и ряд человеческих фигур.

Позже мастер заинтересовался скульптурой и начал делать импрессионистские надгробия, наполненные религиозной мистикой и пугавшие большинство людей. А в середине 1960-х Йозеф перешел к искусству перформанса и с помощью инсталляций с неожиданными предметами приступил к воплощению собственных идей.

Работы немца этого периода стали образцами течения флюксус, которое зародилось в Европе в 1950–1960-х годах. Эпатажное творчество, противопоставленное основной массе академических жанров, отразилось в хеппенингах, уличных акциях, антитеатре и деколлажах.

Особенностью арт-объектов Йозефа, созданных в этом стиле, стали неожиданные материалы: сало, сыр, войлок и фетр. В произведениях они создавали ощущение отчужденности и попыток слиться с природой на языческий, шаманский манер.

В 1965 году в галерее Дюссельдорфа состоялся перформанс Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу». Хождение по залам с тушкой животного с головой, облитой медом, напоминало зрителям за пределами зала странную магическую игру.

Однако для автора эти действия были полны символического смысла, который заключался в попытке объяснить искусство с помощью молчаливых слов. Критики, увидевшие фотографию немца, сидящего с мертвым спутником на стуле, в журналах и газетах написали, что это Мона Лиза новых веков.

В 1974 году мастер продемонстрировал представление под названием «Я люблю Америку, и Америка любит меня». Он, завернутый в одеяло из войлока, заперся в изолированной комнате и провел наедине с диким койотом временной отрезок длиной в 3 дня.

Еще одним знаменитым проектом считалась акция на выставке Documenta, в ходе которой художник планировал посадить 7 тыс. дубов. Незадолго до этого события произведения Бойса показали в Нью-Йорке, и они потрясли американскую публику, журналистов и критиков.

Известные перформансы Бойса[править | править код]

«Сибирская симфония, часть 1»

Проект 1962 года. В этой работе Бойса впервые появилась фигура мёртвого зайца. Вторая версия этого проекта называлась «Евразия» ().

«Как объяснить картины мёртвому зайцу»

Проект 1965 года. С тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой, Бойс перемещался в галерее от картины к картине, «объясняя» мёртвому зайцу, что это за картина.

Художника можно было увидеть сквозь стекло окна галереи. Его лицо было покрыто медом и частицами золота, а к сапогу была прикреплена железная пластина. На руках Бойс баюкал мертвого зайца, которому в ухо нашептывал пояснения к рисункам на стенах. Материалы (мед, железо, золото) имели для Бойса особое символическое значение. Например, мед — продукт пчел, и для Бойса (вслед за Рудольфом Штайнером) пчелы представляли собой идеальное общество тепла и братства. Золото имело большое значение в алхимических исследованиях, а железо, металл Марса, символизировал мужскую силу и связь с землей. Фотография с перформанса, на которой Бойс сидит с зайцем, была охарактеризована некоторыми критиками как «новая Мона Лиза 20-го века». Сам Бойс не согласился с таким описанием.

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня»

В мае 1974 Бойс прилетел в Нью-Йорк для осуществления самой яркой акции в карьере «Мне нравится Америка и Америка любит меня». Из аэропорта он был доставлен на машине скорой помощи к месту исполнения — 409 номер в Рене Блок Галерее на Вест Бродвей. Бойс лежал на носилках, закутанный в войлок. В течение трех дней он делил одну маленькую комнату с диким койотом. Порой он просто стоял, завернутый в толстое, серое одеяло из войлока, изображая большого пастуха

Порой он лежал на соломе, порой он наблюдал за койотом — койот наблюдал за ним, осторожно обходя человека. Бойс разрывал одеяло на куски, изображал жестами символы, такие как большой треугольник

Бросал кожаные перчатки в животное. По истечении трёх дней Бойс обнял койота, который отнёсся к нему вполне снисходительно, и был доставлен в аэропорт. Он снова ехал в скорой помощи, ни разу не ступив на американскую землю. Как позже объяснял сам Бойс: «Я хотел изолировать себя, оградить себя, не увидеть ничего в Америке, кроме койота».

«7000 дубов»

Проект 1982 года. Наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков, выложенная перед зданием музея, постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца. «Он хотел от Касселя, где проходит выставка „Документа“, до России посадить семь тысяч дубов. Бойс собирался ехать и заезжать во все города по дороге и сажать там по дубу, но сажать он их хотел не сам, а убедить местных жителей, что это необходимо. Осталось много документальных свидетельств — Бойс начал проект, но не успел его закончить. Например, какие-то два соседа, которые даже друг с другом не разговаривали, после общения с Йозефом Бойсом решили посадить этот дуб. Это потрясающий проект, один из моих любимых» — Георг Жено.

Интересные факты из жизни художника

После того, как Йозефа Бойса исцелили крымские татары он понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.

Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон.

Бойс один из первых начал помещать наборы объектов в витрины, перенося объекты не искусства в подчеркнуто музейный контекст.

В своих многочисленных акциях он не только заворачивал в войлок предметы, но и сам закутывался в него, и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор.

За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: