Музыкальное детство и ссыльное юношество
13 мая 1923 г. родился Исаак Шварц – мастер, произведения которого стали настоящим сокровищем мировой музыки. Это одаренный человек с тонкой душой, потомственный интеллигент. Его предки были немецкими евреями. Дед, служивший раввином, с женой переехал в Украину из Литвы. Там же жили отец с матерью будущего композитора до момента, когда мальчику пора было идти в школу.
Родители: Рахиль Соломоновна и Иосиф Евсеевич получили хорошее высшее образование еще дореволюционной России. Отец в 1912 г. окончил университет в Петербурге и там же работал историком, пока его в 1929 г. не изгнали за слишком вольные разговоры. После он отучился на бухгалтера. Мать окончила институт в Киеве, была преподавательницей русского языка и литературы в школе.
Семья жила дружно в небольшом городе Ромны, бывшей Полтавской губернии. Несмотря на достаточную удаленность от крупных городов, рядом проживало много интеллигенции. У мальчика было две старшие сестры – подававшие надежды пианистки.
Исаак Шварц в детстве с матерью и сестрами
В доме всегда играла музыка: и граммофонная, и живая классическая, часто пели с гостями народные песни (русские, еврейские, украинские). Дети росли среди звуков фортепиано с раннего детства.
В 1931 г. семья переехала в Ленинград, и младший сын пошел в школу. Они жили в доме № 14 тихого Поварского переулка. Старшие девочки успешно занимались музыкой, они были одаренными, а брата считали в этом плане бездарным. Но однажды друг сестры научил маленького Исаака подбирать на слух мелодии известных песен. Вскоре мальчик уже самостоятельно играл двумя руками «в октаву». В 1932 г. его отдали на класс рояля.
Исаак успешно прошел отбор в дом художественного воспитания детей и поступил на класс рояля. Художественным руководителем был Аркадий Семёнович Замков. Учеба шла хорошо, хоть и с некоторой леностью. В 1935 г. юному ученику посчастливилось заниматься недолгое время у профессора Ленинградской консерватории Леонида Владимировича Николаева. Это был выдающийся педагог, у которого занимались Дмитрий Шостакович, Павел Серебряков, Мария Юдина и многие другие.
В конце 1936 г. семью настигла беда: отца посадили за антисоветские разговоры. Накануне у него сильно болело сердце, долго лежал дома. Как только Иосиф Евсеевич начал вставать, его сразу вызвали в НКВД и закрыли в тюрьме, где пытали трое суток, не давая спать. В 1937 г. ему дали 5 лет лагерей, а спустя всего 2 года расстреляли.
Исаак Шварц в юности
В том же году мама с тремя детьми, как жену «врага народа», направили в далекую Киргизию. Одна из сестер сумела сбежать еще с вокзала в Ленинграде и где-то потерялась. Рахиль Соломоновна с сыном и второй дочерью прибыли в г. Фрунзе. Ей пришлось переучиться на экономиста-плановика и устроиться на местное предприятие. Сын давал частные уроки музыки, чтобы как-то содержать семью. Позже нашел работу пианистом в Киргизском театре оперы и балета. По возможности занимался сам, чтобы не потерять навык.
Среди ссыльных было много интеллигенции, дворян. Обстановка сложилась дружелюбная, часто собирались, общались. Такое образованное и культурное общество во многом сформировало личность Шварца. В ссыльные годы он искренне полюбил чтение.
В молодости
Возвращение в Ленинград
В ссылке по радио Шварц услышал 5-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. Музыка его потрясла – она полностью отвечала тем чувствам, которые он испытывал тогда в связи с навалившимися на него и его семью невзгодами, и с тех пор Шостакович стал его кумиром. Но Исаак даже мечтать не мог, что когда-то судьба сведёт его с великим маэстро. Познакомились они после войны. Исаак с семьёй получил разрешение вернуться в Ленинград, Шостакович по просьбе своей сестры Марии Дмитриевны тепло принял Шварца и рекомендовал ему педагогов для подготовки к вступительным экзаменам в консерваторию. Учился Шварц в классе Бориса Агапова, но ходил к Шостаковичу, слушал его уроки, и это была потрясающая школа для того, кто хотел писать музыку. Формально Шварц не был учеником мастера, но всю жизнь называл его своим учителем, и был счастлив, когда его принимали за ученика Шостаковича.
Со 2 октября 1940-го по июнь 1956-го обучение в творческих ВУЗах стоило 500 рублей в год. Шварцу с женой и трёхлетней дочерью было не просто – нужно было платить за съёмную комнату в коммуналке. Но на втором курсе к его большому удивлению деньги с него брать перестали.
С дочерью Галиной (1951)
В 1948 году в самый разгар травли Шостаковича в Ленинградской консерватории шли нескончаемые митинги и собрания. Секретарь парткома вызвал к себе Шварца, и потребовал, чтобы тот выступил с публичным разоблачением и осуждением своего учителя, и поддержал историческое постановление партии о борьбе с формализмом в музыке. И хотя положение Шварца, с которого никто ещё не снял клейма сына врага народа, и тоже обвиняемого в формализме, было отчаянным, а имени своего благодетеля он не знал – лишь 20 лет спустя ректор консерватории профессор Павел Серебряков рассказал Шварцу, что за него из собственного кармана платил Шостакович – он уже жил по собственному кодексу чести. Он отказался, за что подвергся обструкции не только со стороны партийных органов, но и самого Шостаковича, который считал, что ради него не стоит рисковать женой, ребёнком и собственной карьерой.
Особенности творческого метода
По словам композитора, он никогда не писал «просто песен» — все они, без исключения, были рождены сюжетными ходами фильмов, их драматургией, образами героев, режиссерскими установками. Однако в этих жестких рамках Шварц легок, пластичен, разнообразен. Он обладает особым даром создания ярких, сугубо индивидуальных мелодий. Отличительной чертой этих мелодий является их «интонационность», это как бы доведенная до уровня музыки стихотворная интонация. Композитор точно ощущает мелодический алгоритм стиха, он «слышит» музыкальную интонацию внутри поэтической строки. Отсюда, например, почти полное совпадение, сращивание его мелодий с ритмоинтонацией таких авторов, как, например, Б. Окуджава.
Детство
Трудная судьба мальчишки довоенной поры: арест отца, высылка из родного города. И непреодолимая тяга к музыке, желание во что бы то ни стало учиться, жадно впитывать прекрасные звуки, пусть даже из «колокольчика» — репродуктора на железнодорожной станции.
В далекой Киргизии, куда семью в три дня выслали из родного Ленинграда, не было возможности заниматься, не было инструмента. Талантливый юноша подрабатывает уроками, устраивается в летний кинотеатр тапером, целыми днями на ходу импровизирует мелодии и ритмы к мелькающим кинокадрам. Он еще не знает, что кино станет его судьбой.
Однажды юный Изя напишет в своем дневнике: «Сейчас мне 15 лет, и я не помню того времени, когда бы я относился к музыке равнодушно. Музыка дает людям огромнейшую духовную пищу, и я посвящу ей все свои силы».
«Символ рыцарского служения искусству»
В 1964 году
Шварц уехал из Ленинграда и поселился в поселке Сиверский в
Ленинградской области, недалеко от Гатчины. Возвращаться в
шумный город он не хотел. За это его даже прозвали сиверским
отшельником. Там, в поселке Сиверском, он и работал все эти
годы, писал музыку, принимал друзей, режиссеров и
композиторов. От композиторских сообществ Шварц держался
обособленно, славы и публичности не любил. При этом коллеги
признавали Шварца и относились к нему с глубоким уважением.
Композитор
Алексей Рыбников в беседе с РИА «Новости» назвал Исаака Шварца
«символом рыцарского служения искусству». «Я, к сожалению, не
был с ним знаком лично, о чем сейчас, конечно, очень сильно
сожалею,— говорит Рыбников,— Он обособленно держался и в
советские годы, и в последнее время. Он был верен себе, писал
музыку, которую считал для себя необходимым писать, и умел
воздействовать на людей своим совершенно потрясающим
мелодизмом. Его музыку нельзя было спутать ни с чем, он всегда
и всеми был узнаваем, у него иногда были очень простые
мелодии, но они были ни на что не похожи».
Все, кому
случалось общаться с Исааком Шварцем, отмечали, что это был
интересный собеседник и человек с чистой душой. В частности,
литератор и публицист Борис Горзев назвал Исаака Шварца
«истинно интеллигентной личностью».
«Когда-то я
попытался определить, что такое интеллигентность.— пишет
Горзев,— И определил: это — интеллект, оплодотворенный
духовностью. Вот это и есть Исаак Шварц. А Бог еще и дал ему
страсть услышать высшие мелодии».
А Ольга Петрова
рассказывает, что «он вообще был очень обаятельный и
интересный человек — с ним было приятно и легко общаться».
«Они и с отцом
очень тепло и уважительно друг к другу относились. Но так
сложилось, что они нечасто общались, потому что Исаак
Иосифович жил отшельнической жизнью, жил далеко, в поселке
Сиверский, и очень редко приезжал в город. Предпочитал, чтобы
к нему приезжали туда и друзья, и коллеги, даже режиссеры туда
к нему приезжали» — говорит Петрова.
В последние
годы Шварц серьезно болел, но, несмотря на болезнь, писал
музыку. По словам Елены Камбуровой, в последнее время Шварцу
приходилось каждую неделю делать переливание крови, чтобы
поддерживать жизнь. «У нас была договоренность, что к нему
должна приехать моя съемочная группа.— рассказывает
Камбурова,— И он говорил мне: „Поторопитесь, потому что я могу
не дожить“». Смерть Исаака Шварца, по ее словам, наступила в
19.25 в воскресенье, 27 декабря 2009
года.
Детство и юность
Автор песни «Любовь и разлука» родился 13 мая 1923 года в украинском городке Ромны. Родители Иосиф Евсеевич и Рахиль Соломоновна, ранее подарившие жизнь дочерям Софье и Марии, назвали единственного сына библейским именем, в переводе с иврита означающим «тот, кто будет смеяться». Среди знаменитых тезок Шварца есть и два композитора — Исаак Альбенис и Исаак Дунаевский. Дети Иосифа и Рахили росли в атмосфере любви к книгам и музыке.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в город на Неве и поселилась рядом с Невским проспектом, в доме № 14 по Поварскому переулку: отец — филолог-арабист получил работу в Ленинградском университете. Исаак начал осваивать игру на рояле (среди учителей будущего композитора был Леонид Николаев, педагог Дмитрия Шостаковича и Натана Перельмана), однако академического музыкального образования в детстве Шварц не получил. Родители считали сына, победившего в 12 лет на конкурсе юных дарований, менее одаренным, чем Софья и Мария.
Исаак Шварц в молодости
В 1936 году Шварц снялся в картине «Концерт Бетховена». Главную роль в фильме исполнил будущий чемпион СССР по шахматам Марк Тайманов. Музыку к ленте написал Исаак Дунаевский.
В конце 1936-го Иосифа Евсеевича, находившегося на больничном из-за инфаркта, арестовали, а в апреле 1938-го расстреляли в Магадане. Написал донос на «врага народа» управдом Сергей Миронович Пумпянер, с дочкой которого (Маришей) Исаак дружил.
Семью Шварц выслали из Ленинграда в Среднюю Азию. Рахиль Соломоновна, ранее трудившаяся учительницей, с трудом устроилась на швейную фабрику. Исаак материально помогал матери — подросток учил игре на фортепиано детей киргизских чиновников и работал тапером в кинотеатре.
В начале войны Шварц руководил хором и оркестром ансамбля песни и пляски, затем был сапером на фронте и выходил из окружения под Харьковом. После контузии лечился в Алма-Ате.
В 1945 году демобилизовавшийся и уже обремененный семьей Шварц при содействии Дмитрия Шостаковича поступил в Ленинградскую консерваторию. На 1-м курсе уроженец Ромны освоил аккордеон и летом выезжал в поселок Сиверский, где подрабатывал, играя в домах отдыха и пионерских лагерях. Сохранилось фото молодого Шварца с баяном в руках.
Обучение в музыкальном вузе было платным, но талантливого студента неведомым образом освобождали от внесения денег. Только в 1960 году Исаак узнал, что плату за него анонимно вносил Шостакович.
Личная жизнь
Композитор дважды вступал в брак. Первый раз Исаак женился в 21 год на подруге детства — пианистке Софье Полонской. Хотя жена подарила Шварцу дочь Галину, особой любви мужчина к супруге не испытывал.
Когда у Исаака Иосифовича появился первый внук Кирилл, друзья музыканта шутили, что у Шварца «родился еврей в кубе»: Галина была замужем за кубинцем и жила на Острове Свободы. С 1989 года Кирилл и внучка композитора Магда живут в Израиле.
Исаак Шварц с женой Антониной / «Мы здесь!»
В 1979 году Исаак Иосифович взял в жены 20-летнюю студентку экономического вуза Антонину Нагорскую, с которой прожил 30 лет, до своей смерти. В 2011-м вдова Шварца возглавила Мемориальный дом-музей мужа в Сиверском, созданный в гостевом домике на даче композитора, в котором при жизни хозяина ночевали Павел Луспекаев, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов и многие другие звезды советского кино.
О личной жизни и привычках музыканта можно узнать из книги Антонины Владимировны «Ваше благородие, Исаак Шварц» и воспоминаний его друзей, в частности режиссера Сергея Соловьева, которого Исаак Иосифович называл сынком.
Смерть
В последних сочинениях Шварц, как и Вениамин Баснер, обратился к еврейским корням. Лебединой песней композитора стал Концерт для оркестра «Желтые звезды», посвященный памяти Рауля Валенберга. Премьера произведения состоялась в сентябре 2000 года. Также «сиверский отшельник» в начале XXI века написал музыку к нескольким сериалам, в частности к «Дому на набережной», снятому по одноименной книге Юрия Трифонова.
Дом-музей Исаака Шварца в Сиверском
Исаак Иосифович скончался во сне вечером 27 декабря 2009 года. Причиной смерти композитора, прилегшего отдохнуть после игры на рояле, стал, по-видимому, сердечный приступ, хотя пожилой мужчина в последние годы болел раком, и ему еженедельно делали переливания крови.
Через 3 дня Шварца похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. Согласно завещанию над гробом музыканта при прощании прочитали кадиш — еврейскую поминальную молитву.
«Белое солнце пустыни»
Генсек Леонид Брежнев был большим киноманом, и эта его любовь к кино спасла от забвения многие картины. По выходным на подмосковной даче он любил смотреть новые фильмы. Случилось так, что к одному из таких показов обслуга не смогла найти подходящий фильм, и кто-то отправил на дачу кофры с плёнкой картины, уже год пылившейся на полке. Ночью Брежнев позвонил тогдашнему председателю Госкино Алексею Романову и похвалил его за фильм, который привезли накануне. В тот же день Романов распорядился напечатать побольше копий и выпустить фильм под названием «Белое солнце пустыни» на экраны. Говорят, Брежневу особенно понравилась песня про 9 граммов в сердце, и он слушал её по много раз. «Госпожа удача» стала талисманом и визитной карточкой одного из самых культовых фильмов советского кино. Музыку к фильму написал Исаак Шварц, стихи – Булат Окуджава.
Мотыль попросил Окуджаву написать для таможенника Верещагина песню, которая должна была быть одновременно и лихой, и грустной. Музыку Шварца Окуджава принял, как свою. Третьим соавтором песни стал исполнитель роли Верещагина, друг Шварца замечательный ленинградский актёр Павел Луспекаев, добавивший очарования, нежности и трагизма. «Госпожа удача» оказалась последним подарком Шварца другу – Луспекаев не дожил до того, как на фильм обрушилась всенародная слава. Сегодня многие и не вспомнят это трио, песня давно считается народной. Стало уже легендой, что космонавты возили магнитофонную кассету в космос, и она официально считается первой песней, прозвучавшей на орбите, а потом все последующие экипажи слушали её «за 14 минут» до старта.
Советских наград создатели фильма не получили, и лишь в 1997 году он удостоился Госпремии России. Для Шварца она стала первой официальной наградой, а Луспекаев получил её посмертно.
Ученичество
Вернувшись в Ленинград, Исаак поступает в консерваторию, но помимо курса с благоговением посещает уроки своего кумира Дмитрия Шостаковича. Пишет первые крупные произведения.
А судьба готовит новый поворот: в 1948 в разгар борьбы с формализмом он отказывается осудить любимейшего мастера; за это получает запрет на исполнение его музыки и «отлучение» от Союза композиторов. Кино становится для него единственной возможностью писать музыку.
В титрах знаменитых картин имя Исаака Шварца часто просто вымарывали. На вопрос: «Не обидно ли?», маэстро отвечал: «Меня не знают, зато знают мою музыку».
Краткая биография
- В 1938 г. Исаак начал брать свои первые уроки композиции. Их давал сын графини Марьи Эдуардовны Фере – Владимир Георгиевич. Вначале Великой Отечественной войны юноша уже был дирижером оркестра и хора большого Красноармейского ансамбля песен и плясок.
- В 1941 г. карьеру пришлось отложить. Всех мужчин призывного возраста отправляли на фронт защищать родину. Юношу, которому было 18 лет, назначили в саперную бригаду.
- В 1942 г. его контузило во время артиллерийского обстрела в районе города Харькова. На восстановление отправили в город Алма-Ата, после чего Исаак Иосифович вернулся к руководству Красноармейским ансамблем.
- Шварц женился в первый раз в 1943 г. на подруге по детским играм Соне Полонской. Молодая жена тоже была связана с миром музыки – играла на фортепиано.
- 1944 г. – Рождается дочь Галина, больше детей не было.
- В 1945 г. Исаак с семьей вернулись в Ленинград. Благодаря связям, приобретенным в ссылке, удалось получить протекцию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Уже известный на тот момент музыкант и сочинитель, он попросил принять в Ленинградскую консерваторию молодого, подающего надежды студента. Так Шварц поступил на композиторское отделение в класс к Б. А. Арапову, где проучился три года. За время учебы он писал сонаты, арии. Известные певцы – Шапошников и Преображенская с радостью исполняли на концертах романсы Шварца на стихотворения великих русских поэтов: Фета, Пушкина, Гейне, Тютчева, Полонского.
- 1949–1951 гг. композитор проходит обучение у любимого ученика Шостаковича – Ореста Александровича Евлахова. За это время создаются произведения: баллада «Солдат и вьюга» на стихотворения М. Светлова, романсы на стихотворения В. Орлова, С. Щипачёва, патриотическая кантата «Дума о Родине» на слова А. Чепурова.
- 1954 г. – К Шварцу впервые приходит настоящее признание за Симфонию фа минор. Это произведение звучало по всему Советскому союзу.
- 1955 г. – Исаак Иосифович стал членом Союза Композиторов СССР. Это было не только почетно, но и выгодно: вступление в Союз открывало дорогу к заказам, концертам и к музыкальному издательству.
- В 1958 г. впервые звучат мелодии автора в кинематографе в фильме «Наш корреспондент». В этом же году Исаак первый раз пишет музыкальное сопровождение к спектаклю «Идиот» (Г. А. Товстоногов).
- 1964 г. – Шварц поселился в живописном поселке Сиверский, Ленинградской области, где до самого последнего дня, почти не выезжая, прожил. Его называли «сиверский отшельник». Хоть он почти не покидал своего уютного дома, но жил полной культурной жизнью. К нему в гости приезжали Булат Окуджава, Акира Куросава, Владимир Высотский, Иннокентий Смоктуновский, Иосиф Бродский и другие.
- 1975 г. – Выходит на экраны кинолента режиссера Акиры Куросавы из Японии – «Дерсу Узала», в которой играли композиции Шварца. В 1976 г. кинокартина получает престижную премию Оскар за лучший иностранный фильм.
- В 1984 г. Исааку Иосифовичу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 1996 г. присудили почетное звание народный артист России. Три раза был лауреатом премии «Ника».
- 2000 г. — Композитор пишет финальное объемное произведение «Концерт для оркестра в семи частях «Жёлтые звезды» («Пурим-шпиль в гетто»), посвященное Раулю Валленбергу и евреям в период Второй мировой войны. Рауль был шведским дипломатом, который спас от страшной смерти больше десяти тысяч людей еврейской национальности.
- В 2003 г. Исаака Иосифовича наградили почетным орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».
- Исаак Иосифович Шварц скончался 27 декабря 2009 г. Погребение состоялось на Волковском кладбище.
Композитор Исаак Шварц
Работа в театре и кино
В последующие годы композитор написал ряд балетов и симфонических сочинений, однако основное место в его творчестве заняла музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам, которую отличают искренность, простота, богатство мелодики.
Среди театральных работ композитора — музыка к спектаклям «Идиот», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер Г. А. Товстоногов, Ленинград, Большой драматический театр), но известность ему принесла работа в кино.
Песня Верещагина. Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
Песня Верещагина («Ваше благородие, госпожа удача») Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы. Исполняет Павел Луспекаев. Фрагмент кинофильма «Белое солнце пустыни». Режиссёр В. Мотыль. 1969 г.
За пять десятилетий И.И. Шварц написал музыку к 110 кинокартинам, в том числе: «Дикая собака Динго» (1962), «Женя, Женечка и «катюша»» (1967), «Братья Карамазовы» (1969), «Белое солнце пустыни» (1970), «Станционный смотритель» (1972), «Соломенная шляпка» (1973), «Сто дней после детства» (1975), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Нас венчали не в церкви» (1982).
Исаак Шварц тесно сотрудничал с режиссерами В. Мотылем и С. Соловьевым. Особенно Плодотворным оказался творческий союз Шварца с Булатом Окуджавой. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых — «Песенка кавалергарда» (из кинофильма «Звезда пленительного счастья»), «Ваше благородие, госпожа разлука» («Белое солнце пустыни»), «Наряд подвенечный» («Нас венчали не в церкви»).
Песенка кавалергарда. Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
Песенка кавалергарда («Не обещайте деве юной») Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы. Исполняет Владимир Качан. Фрагмент кинофильма «Звезда пленительного счастья». Режиссёр В. Мотыль. 1975 г.
Среди наиболее известных песен Шварца — «Рабочий поселок» (стихи Г. Шпаликова); «Проходные дворы» (стихи М. Светлова); «Капли датского короля» и «А годы уходят» (стихи Окуджавы); 12 песен к фильму «Соломенная шляпка» (в том числе «Иветта, Лизетта, Жанетта», «Соломенная шляпка золотая», «Один корнет задумал…»), песенка Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» («Ваше благородие, госпожа удача»), «Не обещайте деве юной» из фильма «Звезда пленительного счастья», «Любовь и разлука» из фильма «Законный брак» — все на стихи Окуджавы. Песни Шварца получили широкую популярность в интерпретациях таких мастеров, как А. Миронов, Е. Камбурова, Л. Гурченко, А. Малинин и многих других.
Песня «Любовь и разлука». Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
Дорожная песня («Любовь и разлука», «Ещё он не сшит, твой наряд подвенечный» из кинофильма «Нас венчали не в церкви», 1982) Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы. Исполняет Таисия Калинченко. Фрагмент телепередачи «У камина». 1989 г.
Ленинградский союз композиторов
В середине 50-х Шварц считался подающим надежды серьёзным композитором, написавшим несколько произведений для симфонического оркестра. Сочинение серьёзной музыки стало смыслом его жизни. Его приняли в Ленинградский союз композиторов. Но произведения Шварца исполняли мало, его имя всё реже появлялось на афишах Ленинграда, существенно обострились отношения с союзом композиторов. Ему говорили: «Будьте как все», но как все Шварц быть не хотел, и покинул эту творческую организацию. С тех пор он ни разу не пришёл на Большую морскую, где располагался Дом композиторов Ленинграда. Тогда многие считали, что композиторская карьера Шварца закончилась.
Сочинения
Симфоническая музыка
- Симфония фа минор (1954)
- Молодёжная увертюра для симфонического оркестра
- Концерт для оркестра в семи частях «Жёлтые звезды» («Пурим-шпиль в гетто»). Памяти Рауля Валленберга
Вокально-инструментальные произведения
- «Дума о Родине», кантата на стихи А. Чепурова для баса, хора и симфонического оркестра в трёх частях,
- «Солдат и вьюга», баллада для баритона с оркестром на стихи М. Светлова
Музыка к театральным постановкам
- 1956 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского (Большой драматический театр)
- 1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита (Большой драматический театр)
- 1962 — «Горе от ума» А. Грибоедова (Большой драматический театр)
- 1964 — «Ещё раз про любовь» Э. Радзинского (Большой драматический театр)
- 1970 — «Третья стража» Г. Капралова и С. Туманова (Большой драматический театр)
- «Доходное место» А. Островского
- 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (Большой драматический театр)
Музыка к кинофильмам
- 1958 — Наш корреспондент
- 1959 — Неоплаченный долг
- 1960 — Балтийское небо
- 1961 — Братья Комаровы
- 1961 — Будни и праздники
- 1961 — Самые первые
- 1962 — Дикая собака динго
- 1962 — Порожний рейс
- 1964 — Фро
- 1965 — Рабочий посёлок
- 1966 — Кто придумал колесо?
- 1967 — Женя, Женечка и «катюша»
- 1967 — Седьмой спутник
- 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни
- 1968 — Живой труп
- 1968 — Братья Карамазовы
- 1969 — Семейное счастье
- 1969 — Только три ночи
- 1970 — Белое солнце пустыни
- 1970 — Возвращение «Святого Луки»
- 1970 — Зелёные цепочки
- 1970 — Карусель
- 1971 — Проверка на дорогах
- 1971 — Расскажи мне о себе
- 1971 — Егор Булычов и другие
- 1972 — Дела давно минувших дней…
- 1972 — Карпухин
- 1972 — Самый последний день
- 1972 — Станционный смотритель
- 1973 — Был настоящим трубачом
- 1973 — Где это видано, где это слыхано
- 1973 — Капитан
- 1973 — Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах
- 1973 — Чёрный принц
- 1974 — Сто дней после детства
- 1974 — Соломенная шляпка
- 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли
- 1975 — Дерсу Узала
- 1975 — Звезда пленительного счастья
- 1975 — Последняя жертва
- 1975 — Строговы
- 1976 — Голубой портрет
- 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса
- 1976 — Мелодии белой ночи
- 1977 — Враги
- 1977 — Запасной аэродром
- 1977 — Золотая мина
- 1977 — Смешные люди!
- 1978 — В день праздника
- 1978 — Двое в новом доме
- 1978 — Где ты был, Одиссей?
- 1979 — Активная зона
- 1979 — Вторая весна
- 1980 — Не стреляйте в белых лебедей
- 1980 — Каникулы Кроша
- 1980 — Из жизни отдыхающих
- 1980 — Спасатель
- 1981 — Белый ворон
- 1981 — Товарищ Иннокентий
- 1982 — Избранные
- 1982 — Кража
- 1982 — Нас венчали не в церкви
- 1982 — Наследница по прямой
- 1982 — Оставить след
- 1983 — Летаргия
- 1983 — Обрыв
- 1983 — Блондинка за углом
- 1983 — Двое под одним зонтом
- 1983 — Трое на шоссе
- 1984 — Капитан Фракасс
- 1984 — Неизвестный солдат
- 1984 — Ольга и Константин
- 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад
- 1985 — Выйти замуж за капитана
- 1985 — Дети солнца
- 1985 — Законный брак
- 1985 — Площадь Восстания
- 1985 — Полевая гвардия Мозжухина
- 1985 — Софья Ковалевская
- 1986 — Зонтик для новобрачных
- 1986 — Лицом к лицу
- 1986 — Чужая белая и рябой
- 1987 — Вот такая история…
- 1987 — Жил-был Шишлов
- 1987 — Мужские портреты
- 1988 — Вам что, наша власть не нравится?!
- 1988 — Вы чьё, старичьё?
- 1988 — Предлагаю руку и сердце
- 1988 — Эсперанса
- 1989 — Не сошлись характерами
- 1989 — Приговорённый
- 1989 — Сирано де Бержерак
- 1990 — Золотая шпага
- 1990 — Мордашка
- 1990 — Попугай, говорящий на идиш
- 1991 — Гениальная идея
- 1991 — Молодая Екатерина
- 1991 — Не будите спящую собаку
- 1992 — Белый король, красная королева
- 1992 — Будь проклята ты, Колыма…
- 1992 — Луна-парк
- 1992 — Отшельник
- 1993 — Эта женщина в окне
- 1994 — Белый праздник
- 1994 — Весёленькая поездка
- 1994 — Мадемуазель О.
- 1996 — Несут меня кони…
- 1999 — Одна любовь души моей (сериал)
- 2000 — Послушай, не идёт ли дождь
- 2000 — Империя под ударом (сериал)
- 2000 — Истинные происшествия
- 2001 — Дикарка
- 2004 — Год Лошади: Созвездие скорпиона
- 2004 — «Замыслил я побег…» (сериал)
- 2004 — «Шахматист» (сериал)
- 2007 — «Дом на набережной»
Заключение
Музыка Шварца знакома каждому русскому человеку. Она звучит в 125 фильмах и 35 спектаклях. Многие песни на его мелодии из фильмов стали абсолютными хитами вне поколений. «Ваше благородие» (на стихи друга музыканта Булата Окуджавы) поют и бабушки, и внуки. Именно эта песня впервые прозвучала в космосе на орбите по желанию советских космонавтов.
Шварц был глубокий, тонко чувствующий человек. Его произведения лиричны, одновременно пропитаны светлой грустью и надеждой. Сложные жизненные ситуации оставили свои отметки на характере и привычках. Убийство отца, трудные и голодные годы в ссылке, путь к успеху в сложное время сталинских репрессий, широкое признание в поздний советский период, перестройка.
«Сиверский отшельник» смог сохранить высокий человеческий образ, не согнуться под грузом обстоятельств. Его чистая, добрая, тонкая музыка живет с нами и сейчас.