Голос, который не мог быть забыт
Невыносимый характер Имы мог бы перечеркнуть её карьеру — сотни раз она срывала контракты, выступления, запись, поссорившись с менеджером, разводилась после ссоры с мужем (дважды — потому что снова выходила за него замуж), но её голос делал её незаменимой в пространстве. Он был нужен, потому что миру нужно волшебство.
Има не останавливала карьеру ни на миг, как бы та ни замирала — она пела и пела и дождалась новой волны интереса и славы в девяностых. Её приглашали на телевидение и в кино (кстати, по молодости она не только пела для фильмов, вроде советской «Планеты бурь», но и снималась в них — в небольших ролях). Ей устраивали турне. Последний альбом Имы вышел в 1998 году — её рок-композиции. Последнее выступление состоялось на джаз-фестивале. И только насладившись законным возращением славы, Има успокоилась и ушла в отставку. Она дожила до восьмидесяти пяти лет и умерла в Лос Анджелесе — самом подходящем для настоящей звезды городе.
Кстати, линия императоров инков на ней не оборвалась: ведь ещё в сорок девятом году она родила сына Карлоса. Так что где-то живут официальные потомки последнего императора инков.
Примечания[править | править код]
- Комментарии
- В 1946 году правительство Перу официально подтвердило, что по материнской линии она является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков.
- Источники
- Свидетельство о рождении
- ↑ . Дата обращения: 22 января 2009.
- . Дата обращения: 5 августа 2017.
- Галя Константинова. ШколаЖизни.ру (23 июля 2011). Дата обращения: 5 августа 2017.
- Ирина Решетникова. Факты из жизни загадочной певицы Имы Сумак. Самара: Комсомольская правда (12 сентября 2013). Дата обращения: 5 августа 2017. Архивировано 5 августа 2017 года.
- . Дата обращения: 29 декабря 2008.
- Газета «Коммерсантъ» № 200/С (4017) от 05.11.2008
- . Дата обращения: 28 июня 2018.
Творчество
Она была совсем молоденькой, когда познакомилась с дирижером Мойзесом Виванко и вышла за него замуж. Има, ее муж и танцовщица Чолита Риверо образовали группу ‘The Inka Taky Trio’, исполнявшую традиционную перуанскую музыку и гастролировали по Южной Америке.
Но и тогда Име хотелось большего. Трио отправилось покорять Нью-Йорк. Американцы не проявили особенного интереса к музыке перуанских индейцев, звучавших странно для их ушей, но были очарованы звучанием голоса Имы Сумак и ее яркой внешностью. Однажды вечером рекрутер студии звукозаписи ‘Capitol Records’ увидел выступление Имы в ночном клубе, оценил ее потенциал, и студия мгновенно заключила с ней контракт.
В 1950-м вышла первая пластинка Имы ‘Voice of the Xtabay’, которая разошлась тиражом 100000 копий, причем на рекламу не было потрачено ни цента. Этот альбом принес певице огромную популярность в США и Европе, и многие знаменитые артисты, в том числе оперные певцы, бывшие детскими кумирами талантливой перуанской девочки, стали поклонниками Имы Сумак.
После оглушительного успеха выступления Имы в концертном зале Hollywood Bowl, она стала звездой мировой величины, вокальным феноменом, и ее жизнь превратилась в непрерывные гастроли по всему свету, записи пластинок, съемки в фильмах. Множество фан-клубов провозгласило голос Имы Восьмым Чудом Света.
Но не все было так гладко в карьере певицы. Помимо роскошного голоса, Има Сумак обладала еще и скандальным характером, и часто записи, выступления и контракты срывались из-за того, что ей не хотелось следовать указаниям менеджеров.
В 1957 году 35-летняя Има с большим скандалом развелась с мужем, но через год они снова поженились, а в 1965 еще раз развелись. У Имы был один ребенок, сын Чарльз.
В начале 60-х годов Има с мужем в тщетной попытке обвести вокруг пальца налоговую службу США отправились в мировое турне, которое длилось 5 лет. Полгода они провели в Советском Союзе, где к перуанской звезде относились лучше, чем к королеве по личному приказу Никиты Сергеевича Хрущева.
Шесть месяцев певица работала в Советском Союзе в небольших залах типа ДК. Хрущев отдал приказ платить ей в твердой валюте, и это в 1961 году! Потом случился скандал с КГБ, и Иму выперли из страны, поставив на ее имени жирный крест.
Творчество певицы оказалось в СССР под строжайшим запретом. Ходили слухи о ссоре Сумак с КГБ, однако говорят, что на самом деле причиной для скоропалительного отъезда певицы послужили тараканы в ее гостиничном номере.
Има закатила бешеный скандал, Хрущев, узнав об инциденте, разобиделся, а советские слушатели лишились возможности наслаждаться уникальным вокалом.
Она много лет жила в уединении, изредка выбираясь на публику для участия в важных мероприятиях. Во второй половине 90-х Има возобновила выступления, и голос пожилой примадонны все еще оставался способен зачаровать публику.
6 мая 2006 года в Лиме прошла церемония награждения Имы Сумак Орденом Солнца, высшей государственной гражданской наградой Перу, которую вручал лично президент Перу Алехандро Толедо, и медалью Хорхе Басадре, присуждаемой Главным национальным университетом Сан-Маркоса.
Има Сумак, страдавшая от рака, умерла 1 ноября 2008 года, в доме престарелых в Лос-Анджелесе, в возрасте 86 лет.
Новое поколение меломанов услышало Иму Сумак на саундтреке к фильму «Большой Лебовски» — Ataypura High Andes. Потом в кинокомедии «Город Хэппи. Штат Техас», затем итальянец Нанни Моретти использовал две ее песни в фильме «Апрель», а фирма «Мерседес» привлекла ее вокал к рекламе своей совершенно дурацкой машины Smart-Car.
И мало кто вспомнил, что в советском научно-фантастическом кинофильме «Планета бурь» (реж. П. Клушанцев, 1962) голос Имы Сумак работал вместо тогда еще не запущенного в производство синтезатора. И эффект действительно был фантастичным.
www.liveinternet.ru
Гастрольный тур Yma Sumac
После презентации дебютного альбома она отправилась на гастроли. В планы певицы входило всего лишь двухнедельное турне, но что-то пошло не так. Турне растянулось на целых полгода. Примечательно, что её творчеством интересовались не только на родине, но и на территории тогда ещё Советского Союза. Долгое время она оставалась всенародной любимицей публики.
Выпуск лонглпеев Mambo! и Fuego del Ande приумножили популярности певицы. Несмотря на это, её финансовое положение оставляло желать лучшего. Yma Sumac была не способна даже на то, чтобы платить налоги. Недолго думая она организовала очередное турне, которое значительно помогло исполнительнице увеличить доходы. В этот период времени исполнительница посетила свыше 40 городов СССР.
Поговаривают, что сам Никита Хрущёв был без ума от божественного голоса Иму Сумак. Он лично платил певице немалые гонорары из государственной казны за то, чтобы она посещала Советский Союз. Из-за того, что она находилась в не лучшем материальном положении, исполнительница согласилась растянуть тур ещё на полгода.
Yma Sumac (Има Сумак): Биография певицы
Возможно, звезда получила бы гражданство в СССР, если бы не один интересный случай. Однажды в одном из номеров советской гостиницы она обнаружила таракана. Иму настолько была возмущена этим фактом, что немедленно решила покинуть страну. Хрущёв, мягко говоря, был возмущён выходкой перуанки. В тот же день он подписал указ. Он занёс имя Yma Sumac в «чёрный список». Больше она в стране не выступала.
Биография
Mambo! is the fifth studio album by Peruvian soprano Yma Sumac. It was released on 1954 by Capitol Records. It was entirely composed by Moisés Vivanco. Yma S…Все видео
Детство Имы Сумак прошло в горном селении Ичокан, расположенном в окрестностях Кахамарки, на севере Перу, где у её родителей было ранчо. Она не получила музыкального образования и не знала нот; сама она говорила, что выучилась петь, подражая голосам птиц, в дальнейшем её учителем в музыке был муж.
Способность её голоса практически моментально переходить от очень низких к самым высоким тонам и издавать «совершенно нечеловеческие звуки» хорошо заметна в популярной песне «Дева для Бога Солнца» («Virgin Of The Sun God»; в Советском Союзе эта песня известна как «Гимн Солнцу»), в песне «Хиваро» («Jivaro»). Эти песни воспринимались как реквием по погибшей культуре и цивилизации инков.
Она стала исполнительницей в стиле мамбо, стиля, ставшего популярным позже, некоторые поэтому неправильно воспринимают её как певицу в стиле «Easy Listening». Её голос несколько раз использовался в кино и даже в рекламе.
Детство и юность
Её голос сформировался к 13 годам и обращал на себя внимание окружающих. В определённый момент она была приглашена на Аргентинское радио
Вскоре Южная Америка была очарована её голосом. Певица записала не менее 18 песен в Аргентине в 1943 году. Это были песни, вышедшие среди других народных исполнителей на серии синглов на 78 об/мин.
50-е годы
В 1946 году Има Сумак вместе с мужем, композитором и музыкантом Моисеем Виванцо (1918—1998) поселилась в Нью-Йорке. В 1949 году у них родился сын Карлос (Папучка, Чарли).
В США и Европе о ней узнали в 1950 году, когда на лейбле Capitol вышла её пластинка «Voice of the Xtabay», разошедшаяся тиражом в 100 000 копий, причём она стала сверхпопулярной без большой рекламы. Концерты певицы проходили в лучших музыкальных залах мира, она стала «почётным послом» до тех пор практически неизвестной в мире перуанской музыки.
Има Сумак обладала независимым характером, в частности, она отказывалась одеваться так, как этого от неё требовали менеджеры для соответствия голливудским стандартам.
В этот период у певицы и её мужа были проблемы с уплатой налогов.
1960-е годы
Мировое турне она начала с гастролей в 1960 году в Советском Союзе, так как после VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, прошедшего в Москве, СССР стал восприниматься более открытым. Има Сумак выступала во многих городах. Она давала концерты в течение двух недель и получала авторские отчисления в валюте ещё в течение 6 месяцев находясь в Советском Союзе.
Первые песни, записанные в США, напоминали пение экзотических птиц. По словам музыкальных критиков, «индейские корни придавали её пению отзвук мистических традиций Южной Америки, а европейская классическая постановка голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными данными».
1970-е — 1990-е годы
К концу 1960-х её стали забывать, но в 1990-х вспомнили снова, в основном, благодаря кинематографу (например, её знаменитая песня «Ataypura» звучала в фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски»).
В разных источниках называют различное количество октав диапазона её голоса — пять или четыре (на её официальном сайте указано пять).
В середине 1990-х годов она ещё выступала в концертных залах Западной Европы и её голос по-прежнему очаровывал слушателей. На её пластинке завораживающие индейские экзотические мелодии идут вперемешку со ставшими тогда популярными ритмами карнавальной румбы и заводного ча-ча-ча.
В 1998 году вышел очередной альбом Имы под общим названием Yma Rocks!, куда вошли её рок-опыты 1970-х, в том числе Savage Rock, Magenta Mountain, Remember, Medicine Man, Zebra, Parade и El Condor Pasa.
2010-е годы
Композиция Gopher Mambo была выбрана фактически главной музыкальной темой российского телесериала «Кухня» и стала благодаря этому известна широкой общественности.
Детство и юность
Имя певицы — Соила Аугуста Императрис Чаварри дель Кастильо — всегда было окружено множеством тайн и слухов: разночтения встречаются в дате и месте рождения, а пересуды не минуют личную жизнь.
Например, в открытых источниках указано, что Има Сумак появилась на свет 10 или 13 сентября. Год рождения также «плавающий» — между 1921-м и 1929-м. В недостоверности последнего, вероятно, виновата сама певица: не исключено, что она «корректировала» свой возраст, стараясь казаться моложе или старше.
Большинство интернет-сайтов придерживаются мнения, что Има Сумак появилась на свет 13 сентября 1922 года.
Вызывает споры и место рождения. Согласно официальной версии, родина Принцессы инков — деревня Ичокан, что недалеко от горного Кахамарка на севере Перу. Иные считают, что певица — уроженка Лимы.
Има Сумак — младшая из шести детей общественного деятеля Сиксто Чаварри и учительницы Эмилии дель Кастильо, перуанцев по национальности. Семья удивлялась, насколько точно девочке удаётся пародировать птиц, как тонко звучит её голос. Более того, сама певица не осознавала свою «изюминку». Она не знала нотной грамотности, не училась вокалу, но одним звуком могла довести слушателей до слёз.
Дискография
Перечень коммерческих записей песен певицы содержит 139 песен.
- Voice of the Xtabay (1950), Capitol Records CD-244 (78rpm set)
- Flahooley (1951), Capitol DF-284 (78rpm set)
- Legend of the Sun Virgin (1952), Capitol DDN-299 (78rpm set)
- Inca Taqui (1953), Capitol L-243 (10″ LP)
- Voice of the Xtabay & Inca Taqui, (1955) Capitol W-684 (both on one 12″ LP)
- Mambo! (1954), Capitol T-564 (10″ LP)
- Legend of the Jivaro (1957), Capitol T-770 (12″ LP)
- Fuego Del Ande (1959), Capitol T-1169 (Monophonic); ST 1169 (Stereo) (mono and stereo versions were separate recordings) (12″ LP)
- Recital (1961), EDE-073 (12″ LP) — reissued on CD, ESP-DISK’ 4029 (2006)
- Miracles (1971), London XPS 608 (12″ LP) — reissued on CD as Yma Rocks! (1998), JOM-1027-2
- I Wonder on Stay Awake: Various Interpretations of Music from Vintage Disney Films, 1988 (one of Various Artists)
Биография[править | править код]
Детство Имы Сумак прошло в горном селении Ичокан, расположенном в окрестностях Кахамарки, на севере Перу, где у её родителей было ранчо.
Она не получила музыкального образования и не знала нот; сама она говорила, что выучилась петь, подражая голосам птиц. В дальнейшем её учителем в музыке был муж, композитор и музыкант Мойзес Виванко (1918—1998).
Способность её голоса практически моментально переходить от самых низких к самым высоким тонам и издавать «совершенно нечеловеческие звуки» хорошо заметна в популярной песне «Дева Бога Солнца» («Virgin Of The Sun God» — в Советском Союзе эта песня была известна как «Гимн Солнцу»), в песне «Хиваро» («Jivaro»). Эти песни воспринимались как реквием по погибшей культуре и цивилизации инков.
Она стала исполнительницей в стиле мамбо, ставшем популярным позже, поэтому некоторые неправильно воспринимают её как певицу в стиле «Easy Listening». Её голос несколько раз использовался в кино и рекламе.
Детство и юность
Её голос, сформировавшийся к тринадцати годам, обращал на себя внимание окружающих. В 1942 году приглашена на Аргентинское радио
Вскоре вся Южная Америка была очарована её голосом. В 1943 году певица записала в Аргентине не менее восемнадцати песен, вышедших в виде серии синглов на 78 об/мин.
1950-е годы
В 1946 году поселилась с мужем в Нью-Йорке. В 1949 году у них родился сын Карлос (Папучка, Чарли).
В США и Европе о ней узнали в 1950 году, когда на лейбле Capitol вышла её пластинка Voice of the Xtabay, разошедшаяся тиражом в 100 тысяч копий, причём она стала сверхпопулярной практически без всякой рекламы.
Первые песни, записанные в США, напоминали пение экзотических птиц. По словам музыкальных критиков, «индейские корни придавали её пению отзвук мистических традиций Южной Америки, а европейская классическая постановка голоса позволяла ей виртуозно владеть экстраординарными вокальными данными».
Има Сумак обладала независимым характером: в частности, отказывалась одеваться так, как этого от неё требовали менеджеры для соответствия голливудским стандартам.
В тот период у певицы и её мужа были проблемы с уплатой налогов.
1960-е годы
Концерты певицы проходили в лучших музыкальных залах мира, она стала «почётным послом» до тех пор практически неизвестной в мире перуанской музыки.
В 1961 году она начала мировое турне с гастролей по городам Советского Союза, который после прошедшего в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов стал восприниматься в мире более открытым.
По личному указанию Н. С. Хрущёва Има Сумак получала за свои концерты авторские отчисления в конвертируемой валюте в течение всех шести месяцев своих гастролей в СССР в 1960—1961 годах.
1970-е — 1990-е годы
К концу 1960-х — началу 1970-х годов Иму Сумак стали забывать, хотя она продолжала петь и записываться. Так, в 1971 году вышла её пластинка с рок-опытами под названием «Miracles», а в 1975 году в концертном зале The Town Hall в Нью-Йорке прошёл её концерт. В 1987 году об Име Сумак вспомнили снова: она выступает в Ballroom, но окончательно возвращает признание публики в основном благодаря кинематографу (например, её знаменитая песня «Ataypura» звучала в фильме братьев Коэнов «Большой Лебовски», с ней же певица выступала в программе Late Show with David Letterman).
В середине 1990-х годов Има Сумак ещё выступала в концертных залах Западной Европы, её голос по-прежнему очаровывал слушателей, а на пластинке завораживающую экзотику её индейских мелодий сменяли ритмы карнавальной румбы и заводного ча-ча-ча, вновь ставшие популярными. Последний концерт Имы Сумак состоялся в рамках Международного джазового фестиваля в Монреале в 1997 году.
В 1998 году вышел альбом названием Yma Rocks!, куда вошли её ранее неопубликованные рок-композиции семидесятых, в том числе «Savage Rock», «Savage Rock. Alternative version» и «Parade».
Список коммерческих записей песен певицы содержит 139 песен:
- Voice of the Xtabay (1950), Capitol Records CD-244 (78rpm set)
- Flahooley (1951), Capitol DF-284 (78rpm set)
- Legend of the Sun Virgin (1952), Capitol DDN-299 (78rpm set)
- Inca Taqui (1953), Capitol L-243 (10″ LP)
- Voice of the Xtabay & Inca Taqui, (1955) Capitol W-684 (both on one 12″ LP)
- Mambo! (1954), Capitol T-564 (10″ LP)
- Legend of the Jivaro (1957), Capitol T-770 (12″ LP)
- Fuego Del Ande (1959), Capitol T-1169 (Monophonic); ST 1169 (Stereo) (mono and stereo versions were separate recordings) (12″ LP)
- Recital (1961), EDE-073 (12″ LP) — reissued on CD, ESP-DISK’ 4029 (2006)
- Miracles (1971), London XPS 608 (12″ LP) — reissued on CD as Yma Rocks! (1998), JOM-1027-2
- I Wonder on Stay Awake: Various Interpretations of Music from Vintage Disney Films, 1988 (one of Various Artists)
Девушка-птица
Ещё в детстве у девочки с императорским именем — Аугуста Императрис! — был звонкий голос, но его уникальный диапазон сформировался только к тринадцати годам, когда «созрела» гортань. Позже она кокетничала, утверждая, что научилась петь, подражая голосам птиц — но на самом деле она с детства росла среди старых и новых народных песен на кечуа и испанском и наверняка пела их вместе с другими девочками и женщинами. А вот чего в её детстве действительно не было, так это возможности записаться на кружок вокала или пойти в музыкальную школу. И обычная-то школа в сельском местности давала не много возможностей…
Тем не менее, девушка чувствовала, что должна быть именно певицей, что рождена для сцены. По другой легенде, ей это лично сказал министр образования, когда услышал, как девочка поёт народные песни — и велел родителям отвезти её учиться в столицу.
Девушка получила новое имя — Има Сумак — переделку перуанского восклицания «йима шумак! — какая красивая!», начала учиться петь «по науке», записала на радио Аргентины почти двадцать народных песен и вместе с танцовщицей поехала покорять древним народным искусством кечуа Нью-Йорк. Америка ещё не была заполнена хиппи вместе с их интересом к культуре коренного населения; «дикарские» песни и пляски воспринимали с прохладцей, но, когда Има моментально перескакивала голосом с низом на звенящие верхние ноты и обратно, даже не слишком увлечённые культурой посетители ночных клубов благоговейно замирали: как она это делает?! Может быть, у этой девушки два горла — для двух разных голосов?
Пластинка Имы — в тогда ещё немодном стиле мамба — записанная тут же, в Нью-Йорке, полностью поменяла её жизнь. Это был тот случай, когда ложишься спать певичкой из клубов — и просыпаешься звездой. Има стала нарасхват. Её приглашали выступать не только по всему США, но и в Европу — и она охотно выступала.
Вершины славы
Има Сумак.
Менеджеры Capitol Records, заключавшие с певицей контракт, пришли в настоящее неистовство, услышав, как поёт Принцесса инков. Первый же выпущенный диск Имы Сумак стал бестселлером, а концерт, организованный в 1950 году, позже назвали легендой. Она с лёгкостью передавала пение плиц и исполняла песни своих предков. И категорически отказалась петь в опере, поясняя свой отказ тем, что оперных певиц много, а она – одна, единственная и неповторимая.
При этом Има не желала следовать указаниям продюсеров и организаторов её концертов. Она одевалась, делала причёску и наносила макияж только так, как нравилось ей самой, с лёгкостью разрывая контракты, если что-то было не по её. Има утверждала, будто написала 5000 песен сама, но при этом совсем не любила говорить о том, что самые удачные произведения в её репертуаре создал Мойзес Виванко, автором же композиции «Кондор пролетел» был Пол Саймон.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Главная ценность Перу: Как очаровашки-викуньи, которых индейцы считали богами, чуть не исчезли с лица Земли >>
Има Сумак.
Она с успехом выступала в Hollywood Bowl and Carnegie Hall и в середине 1950-х годов совершила свой первый тур по Европе и Африке, дала более 80 концертов в Лондоне и 16 концертов в Париже, блестяще дебютировала в Королевском Альберт-холле в Лондоне и Королевском фестивальном зале перед будущей королевой Англии. Она побывала на Персии и Афганистане, Пакистане, Бирме, Таиланде и других странах.
В 1950-х годах она выпустила серию самых продаваемых записей лаунж-музыки в стиле народных песен инков и Южной Америки с участием голливудской студии звукозаписи, работала с Лесом Бакстером. Она пела в бродвейском мюзикле «Флахули», выпустила несколько дисков, ставших хитами, для Capitol Records, снялась в 1954 году в фильме «Тайна инков» и в 1957-м – в картине «Омар Хайям».