5 самых нелепых античных смертей

Хрисипп

Калхант. Причина смерти: вопрос про число неродившихся поросят

Калхант. Гравюра из книги Пьера Мюссара «История богов, пророков и пророчеств». 1680 год

Калхант — жрец, прорицатель и один из героев «Илиады» Гомера. Именно Кал-хант перед отплытием в Трою посоветовал предводителю греческого войска Агамемнону принести в жертву Артемиде его дочь Ифигению. На обратном пути Калхант встретил другого прорицателя — Мопса, и они решили посорев-новаться в мудрости, задавая друг другу каверзные вопросы. Мопс ответил на вопрос Калханта, сколько смокв растет на одной дикой смоковнице, а вот Калхант не смог назвать число поросят, которых носит беременная сви-нья. Прорицатель не перенес поражения и умер от горя.

Мысль

Как подчеркивает Ричард Дюфур , Хрисипп дает «единственное определение философии, которое приписывается одному древнему стоику» . Для последнего философия — это действительно «поиск правильной причины» . Таким образом, это поиск знания, божественной и человеческой науки. Исходя из этого исходного постулата, Хрисипп, как и подавляющее большинство стоиков, устанавливает, что эта наука может быть достигнута только через практику трех добродетелей: физики , логики и этики . Физика состоит в изучении мира, этика — в области человеческой жизни, а логика — в области дискурса. Однако то, чем Хрисипп и его предшественники отличались от последовавших за ним стоиков, состоит в том, что они установили, что эти три добродетели являются частями философского дискурса, а не философии.

Другая проблема, характерная для Хрисиппа, возникает в связи с этим тройным разделением добродетелей: их классификация. Хрисипп, кажется, действительно защищал две классификации. Сначала логико-физико-этическая классификация, затем логико-этико-физическая классификация. Было дано две интерпретации того, что может показаться противоречием. Первое, написанное Пьером Адо , видит в первой классификации логический порядок — для физики было бы нормально предшествовать этике, потому что она определяет ее законы, — а во втором порядке обучения — лучше было бы преподавать первые этические законы, прежде чем сосредоточиться на изучении мира. Второй, Ричард Дюфур, однако видит в первой классификации «практическую классификацию», а во второй — «теоретическую классификацию» . Мы действительно должны «в идеале иметь дело с этикой до физики, но в повседневной практике физика должна рассматриваться выше этики».

Логика

Представление

Для стоиков это изображение является «отпечатком души, поскольку это имя происходит, соответственно, метафорически, из отпечатков, оставленных печатью на воске» .

Диалектика

Хрисипп, как и большинство стоиков, видел в диалектике «науку об истинных вещах, ложных и то, что не является ни тем, ни другим», а также «наукой правильного разговора» .

Лезвие

Этика

По словам Диогена, Hecaton из Родоса продемонстрировал в девятой книге на товары , что удовольствие не было хорошим, и это согласуется с работой Chrysippus подошв на радость . Он дал, в соответствии с « На конце философа-стоика Аполлодора Селевкии» и « Этикой Хрисиппа» определение вещей, которые не являются ни хорошими, ни плохими: «не является ни хорошим, ни плохим, все, что не приносит пользы и не причиняет вреда, как жизнь. , здоровье, удовольствие, красота, сила, богатство (хорошая) репутация, хорошее рождение и их противоположности: смерть, болезнь, страдание, уродство, слабость, бедность, дурная репутация, низкая добыча и все такое » . По словам Диогена Laërce , стоическая этика была разделена на семь мест  : изучение импульсными, добра и зла, страсти, добродетели, конец, первичные значения и действия, соответствующих функций, и что посоветуйте и / или посоветуйте против. Кажется, все указывает на то, что это разделение восходит к Хрисиппу. На самом деле Диоген пишет: «Таковы подразделения Хрисиппа из Архедема, Зенона из Тарса , Аполлодора из Селевкии , Диогена из Вавилона , Антипатроса и Посидония из Родоса . Зенон де Китион и Клеанте, поскольку они старше, отнеслись к этим вопросам более грубо » . На эту тему было написано много работ Хрисиппа.

использованная литература

  • Брейер, Э. Chrysippe et l’ancien stoicisme Париж, 1951 год.
  • Диоген Лаэртский, Жизни и мнения выдающихся философов (Нью-Йорк, 1925).
  • Эдвардс, П. (ред.). 1967. «Стоицизм». Энциклопедия философии, т. 8. MacMillan, Inc: 19–22.
  • Гулд, Дж. Б. 1970. Философия Хрисиппа. Бостон, Массачусетс: издательство Brill Academic Publishers. Перепечатка под ред. 1997. ISBN 9004017291.
  • Хам, Д. Э. 1972. «Решение Хрисиппа демократической дилеммы конуса». Исида 63 (217): 205-220.
  • Хит, Т. Л. 1921. История греческой математики, 2 тт. Оксфорд.
  • Ide, H.A. 1992. «Ответ Хрисиппа на главный аргумент Диодора». Hist. Филос. Логика 13 (2): 133-148.
  • Седли, Д. 1998. «Хрисипп» в Э. Крейге (ред.), Энциклопедия философии Рутледж, т. 2. Лондон, 1998: 346–347.

Мишель Фуко (1926–1984)

В первый раз Фуко госпитализировали в июне 1984 года с симптомами тяжелого гриппа, утомления, ужасного кашля и мигрени. «Все как в тумане», — говорил он. Но философ продолжал работать, пока не закончил второй и третий том «Истории сексуальности», которые были опубликованы незадолго до его смерти. По-видимому, Фуко знал, что у него СПИД, хотя был одной из первых жертв вируса. К концу жизни он много читал Сенеку и умер 25 июня, как классический философ.

Саймон Критчли, профессор философии в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, написал книгу под названием «Книга мертвых философов».Он рассказывает различные истории о смертях философов, некоторые из них поистине замечательны и необычны. Критчли пишет, что зачастую, главное произведение философа — это его собственная необычная смерть.

Хрисипп (Chryssipus, 280-207 гг. до н.э)

Мраморный бюст Хрисиппа, Лувр.Хрисипп известен как один из величайших стоиков в истории и своей необычной смертью. Он умер во время 143-й Олимпиады в возрасте 73 лет. Есть две версии его смерти и обе связаны с алкоголем.Первая: Хрисипп выпил неразбавленного вина и на пятый день умер от головокружения.Вторая: Хрисипп умер от приступа смеха.Заметив, что осел съел его инжир, вместо того, чтобы злиться на него, он крикнул старухе: «Теперь дайте заднице напиток из чистого вина, чтобы вымыть смоквы». Ему стало настолько смешно, он упал на землю в приступе хохота, который его и убил.

Римская копия эллинистического бюста Хрисиппа.Жюльен Оффре де Ламетри (1709-1751 годы)

Жюльен Оффре де Ламетри — известный врач и философ-материалист.Он умер из-за того, что съел слишком много трюфельного паштета на обеде у французского посла Тирконнеля.По другой версии, паштет был отравлен и дело не в его количестве, существует еще одна версия — смерть наступила от аппендицита, так как философ не обратился за помощью.

Гераклит (535-475 годы до н.э.)

ГераклитГераклит греческий философ-стоик, известен, как один из основателей диалектики, а так же своим отказом от общества, которое он начал презирать.Жизнь закончил в уединении, питался только травами, умер от водянки, предварительно попросив измазать себя навозом, считал, что это поможет излечиться.

Гераклит (с лицом и в стиле Микеланджело) сидит отдельно от других философов в Афинской школе Рафаэля.Есть две версии его смерти. В первой он утонул в жидких коровьих фекалиях. Во второй — он лег на солнце, навоз полностью высох, и он умер от перегрева.

Диоген (около 420-323 года до н.э.)

Статуя Диогена в Синопе, Турция.Есть много необычных анекдотов, написанных о Диогене, таких как жизнь в бочке, рукоблудие в театре и употребление огромного количества лука. Однако самое замечательное в нем — это то, что он не боялся властей. Он был единственным, кто насмехался над Александром Великим и остался жив.

Диоген хотел быть похороненным лицом вниз.

ДиогенОн дожил до 90 лет, и его смерть была окружена тайной. Однако есть две наиболее вероятные теории. Он либо умер от съеденного сырого осьминога, либо решил совершить самоубийство.

Краткая биография

О биографии философа известно из сочинений Диогена Лаэртского, занимавшегося изучением истории философии. Родился Хрисипп примерно в 280 году до н.э. в небольшом городке Сол на территории Киликии (современная Турция) в семье некоего Аполлония – это все, что известно о его происхождении и семье.

В молодости увлекался бегом, но впоследствии занялся философией, в которой достиг больших успехов. Он представлял учение стоиков, получал образование в Афинах у лучших представителей данного течения: Клеанфа, Лакида, Аркесилая, а после кончины первого возглавил школу.

Учение Хрисиппа основывается на периодическом сожжении и уничтожении мира божественными сущностями, единстве души и жизни в согласии с природой. Единственными мудрецами в мире он считал Сократа и Зенона, основателя школы стоиков, а также впервые употребил слово «инстинкт» в отношении представителей животного мира. Кроме того, он выступает автором некоторых теорий в области физики и психологии.

Хрисипп прожил более 70 лет, причем существует две версии его смерти. Согласно первой из них, однажды он отправился на пир, выпил вина, после чего почувствовал себя плохо, упал и испустил дух. Вторая версия более интересна и утверждает, что причиной смерти Хрисиппа стал приступ неконтролируемого смеха. Однажды он угостил своего осла вином, и, наблюдая, как животное пытается съесть инжир, разразился хохотом и вскоре умер. Есть сведения, что этот случай был задокументирован современниками Хрисиппа, но правда о последних днях философа так и остается загадкой, хотя современные ученые не отрицают возможности летального исхода после длительного приступа смеха.

Ставьте лайк и подписывайтесь! Читайте нас во

Умереть от прикушенного языка? Самые странные и нелепые смерти XX века

В XX веке умерло большое количество известных личностей, смерть многих из которых была довольно загадочной и окутанной большим количеством тайн. Например, вы знали о человеке, который умер от того, что прикусил язык? А о мужчине, который переплыл Ниагарский водопад в бочке, а затем умер, поскользнувшись на апельсиновой корке?

Эти и другие загадочные смерти 1900-х годов в сегодняшней статье.

Философия

Целью учения, разработанного Хрисиппом, были защита принципов стоицизма и формулировка системы понятий, которые изначально предложил Зенон. Он выстроил последовательные цепочки так называемой пропозициональной логики и сделал гипотетические силлогизмы основополагающим принципом.

Рассматривая ряд условных утверждений, философ придерживался строгих взглядов, исключающих существование парадоксов, когда ложь и истина одинаково верны. Его мысли подвергал сомнению Диодор Крон, бывший диалектиком, который предлагал нестандартные задачи и противоречившие стоикам софизмы.

Чтобы решать такие загадки, Хрисипп изучил теорию силлогистики и придумал дедуктивные последовательности, состоявшие из аргументов и аксиом. Они применялись для разработки правил, помогавших людям найти путь в жизни и понять суть вселенной, управляемой Логосом.

Этой теме, по мнению исследователей, были посвящены все труды философа, которые, судя по авторитетным источникам, насчитывали порядка 66 книг. В оригинале сохранились некоторые афоризмы, вошедшие в коллекцию папирусов Геруланума, которые были со временем расшифрованы и переведены на современный язык.

Ученые всего мира знакомятся с фотокопиями этих редких и ценных документов, где присутствуют доказательства того, что Хрисипп знал ряд передовых наук. Он являлся автором работ, посвященных судьбе человека, а также проецировал философию стоиков на физику, психологию и математику.

Судьба

По информации современных исследователей, ранние годы биографии Хрисиппа прошли в древнем городе Солы, расположенном на реке Липарис. Его считали сыном Апполония Тарсского, состоятельного торговца, гражданина Финикии, в почете у которого пребывали боги Зевс, Гермес и Дионис.

В молодости, судя по обрывочным сведениям, будущий философ занимался бегом и планировал выступать на состязаниях ежегодных Олимпийских игр. Но когда отец разорился и имущество отошло государству, он поступил в ученики к Клеанфу и переехал в пригород Афин.

Под началом главы школы стоицизма Хрисипп посещал платоническую академию и черпал знания у Аркесилая и его приемника по имени Лакид. В период, выпавший на 260–258 годы до н. э., он стал авторитетным ученым, и это помогло избавиться от наследственных претензий и обид.

Высказывалось мнение, что молодой человек, постигший глубины учения стоиков, обладал своеобразной интеллектуальной дерзостью и создал более 700 работ. Он самостоятельно искал доказательства к сформулированным предшественниками принципам и, уверенный в собственных способностях, достиг в науке невероятных высот.

После смерти учителя Клеанфа Хрисипп возглавил стоическую школу и в итоге стал автором великого множества распространенных изречений и цитат. В спорах, желая познать истину, он внимательно изучал аргументы, действуя по известному методу, который раньше разработал Сократ.

Современники считали философа рассеянным и неясным в суждениях и высказываниях, но признавали способности и непреклонный авторитет. Таким образом он развил и упрочил учение предшественника Зенона Китийского и оказал влияние на Марка Аврелия и философа по имени Эпиктет.

В итоге за 73 года насыщенной жизни Хрисипп приобрел известность в Афинах и стал популярным, как и тезка, которого похитил царь Лай. И хотя страницы сочинений за редким исключением не сохранились, последователи Гален, Плутарх и Сенека познакомили с ними эллинский край.

События, связанные с кончиной философа в 206 году до н. э., биографы преподносили по-разному, вознося их в статус легенд. По одному весьма забавному предположению, грек умер на пиру от смеха, предложив ослу запить вином инжир, съеденный на обед.

Другой распространенной причиной смерти современники считали многодневное головокружение, возникшее после выпитого кубка неразбавленного нектара богов. Так считал Диоген Лаэртский, живший в II веке н. э. и подробно изучавший произведения родоначальников школы стоиков.

Cleanthes

После смерти Зенона Клеанф сменил его на посту главы школы и развил стоицизм, объединив его идеи по логике, этике и метафизике. Учение Клеанфа отличалось тем, что вместо того, чтобы учить контролировать эмоции, он полностью их упразднил. Он утверждал, что для достижения счастья нужно стремиться к последовательности разума и логики. Это, согласнодля Клеанфа означало покорность судьбе.

  • Кто мало желает, тот мало нуждается.
  • Он имеет свое желание, а чьим желанием может быть желание иметь то, чего достаточно.
  • Судьбы ведут желающих, но тащат нежелающих.
  • Веди меня, Зевс, и ты тоже, Судьба, туда, куда укажут мне твои указы. Я следую охотно, но если я не выбираю, Жалкий я человек, я все равно должен следовать. Судьба ведет желающих, но тащит нежелающих.

Смерть Хрисиппа

Одним из самых ярких событий в жизни этого философа была его смерть, якобы вызванная его смехом. Хрисипп умер в 206 году до нашей эры. C. в возрасте 73 лет, во время Олимпиады № 143, которая проходила между 208 г. С. и 204 г. до н.э.

Есть несколько анекдотов о его смерти. Один рассказывает, что во время праздничной ночи Хрисипп решает напоить осла, увидев, что он ест инжир.Его восхищение такой необычной ситуацией вызвало такое изящество, что он умер от смеха. Отсюда происходит выражение «умирающий от смеха», приписываемое этой истории о Хрисиппе.

Другая версия событий гласит, что его нашли с ужасным головокружением после того, как он выпил неразбавленного вина, и через некоторое время он умер.

Доктрина

Хрисипп, как и другие стоики, провел довольно подробный анализ приемов доказательства, используемых математиками, и сделал акцент на важности суждений ( lekta ), то есть на тех предложениях , которые могут быть как истинными, так и ложными, а не на силлогизме. на котором Аристотель .

Исследования по логике высказываний

Затем он пришел к определению четырех правил вывода : modus ponens , modus tollens , гипотетического силлогизма и дизъюнктивного силлогизма , основанных на использовании различных логических связок, таких как «и», «так как», «если… то», «или «, приписывая ему соответствующие значения истинности через специальные таблицы.

Условные предложения или импликации имели особое значение , как, например, в предложении « Если сегодня день, то есть свет». Импликация была бы ложной, если бы, исходя из истинных предпосылок, были сделаны ложные выводы. Хрисипп свел все возможные аргументы к четырем схемам достоверности, называемым анаподиктическими , то есть недоказанными и недоказуемыми, с помощью которых строятся доказательства, но которые, в свою очередь, не могут быть продемонстрированы . В этих схемах повторяются сложные предложения, такие как условные, а также конъюнктивные и дизъюнктивные предложения , с особым упором на отрицание двух совместных предложений.

Физика и этика

Затем Хрисипп воспринял физическую и онтологическую концепцию стоического учения Клеанта , придав ей окончательный и органичный подход. Логос для него — активный элемент вселенной, состоящий не только из огня , как говорили его предшественники, но и из воздуха . В основе его учения лежит единая концепция космоса. По свидетельству Диогена Лаэртского

«Хрисипп в первой книге « О провидении …» утверждает, что космос есть животное, наделенное Логосом , душой и разумом : будучи животным, оно есть субстанция, наделенная душой и способностью чувствовать. Животное на самом деле лучше неживотного; но нет ничего лучше космоса; следовательно, космос — это животное. И у него есть душа, как видно из нашей души, что она есть частица, исходящая от нее».

( Арним, SVF II, фр. 633 )

В отличие от Клеанта , Хрисипп считал, что после смерти доживают только души мудрых, до последнего космического пожарища, в котором все поглотила Душа мира .

На этическом уровне , следуя некоторой критике стоицизма со стороны других школ мысли, он пытался решить проблему, как примирить неизбежность Логоса , для которого все происходит по необходимости, со свободой каждого быть в состоянии придерживаться или не по меркам мудрости. Затем он ввел различие между «первичными причинами», которые регулируют мир в соответствии с критериями, неизменными для человека, и «вторичными причинами», которые имеют ограниченную сферу действия, но в которые каждый имеет возможность вмешаться.

Работа

Хрисипп был одним из самых плодовитых авторов античности, если не самым плодовитым. По словам Диогена Лаэрсе, он написал бы «более 705 книг» . В колоссальном, но неполном каталоге, который он предоставляет, Диоген упоминает 433 книги, сгруппированные в 162 названия: 119 наименований и 300 книг по логике , 43 названия и 122 книги по этике и ни одной книги по физике . Таким образом, в списке отсутствуют 283 книги, которые должны касаться как физики, так и этики. Эллинистам и филологам удалось идентифицировать еще 55 работ, что доводит общее количество известных работ Хрисиппа до 217 для ряда неизвестных книг, что, несомненно, очень близко к 705, упомянутым Диогеном. Фактически, почти все работы Хрисиппа известны современной критике.

В рамках этой большой работы можно отметить следующие работы:

  • О душе (Περὶ ψυχῆς) как минимум в двух книгах. Благодаря Галену сохранились существенные фрагменты первой книги. Несомненно, это самая хорошо сохранившаяся работа Хрисиппа. В результате было сделано много реконструкций, таких как реконструкция Ахима фон Арнима во втором томе SVF, сделанная Ричардом Дюфуром в Chrysippe — uvre филосфикс .
  • О судьбе (Περὶ εἱμαρμένης) как минимум в двух книгах. Известно восемь фрагментов.
  • О провидении (Περὶ προνοίας) по крайней мере в пяти книгах. Мы знаем о двенадцати фрагментах.
  • О богах (Περὶ θεῶν) как минимум в трех книгах. Нам известно о двенадцати фрагментах.
  • Логическое исследование (Ζητημάτων ἐννέα ϰαὶ τριάϰοντα) в 39 книгах, которые, по словам Валера Максима, еще писал Хрисипп в возрасте 80 лет . Папирус Геркуланума п O  307 может представлять собой фрагмент этой работы.
  • Физика (не менее 3-х книг).
  • На пустоте
  • Sur la Volupté (минимум 7 книг).
  • Движения (минимум 2 книги).
  • Естественные вопросы
  • О гадании
  • О достоинствах
  • На прекрасном
  • О хорошем (несколько книг).
  • О жанрах жизни (4 книги).
  • Домашнее задание (минимум 2 книги).
  • О правосудии (минимум 3 книги).
  • Влюблен
  • Дружба
  • О страстях
  • Из гегемонистской части души , Перевод с греческого Жоржа Блена и Монетт Мартине в «Мерах», а. 1939, п. 2, стр.   162-174.
  • Привычки
  • О республике
  • Что Зенон использовал имена в правильном смысле
  • Из наставления (минимум 3 книги).
  • О страстях
  • Об удовольствии
  • Честность
  • Суждения
  • Моральные вопросы (6 книг).
  • Офисы (минимум 7 книг).
  • В конце (в нескольких книгах).
  • О разуме (несколько книг).
  • Риторика
  • О древних физиологах
  • О жизненном пути и о том, как обеспечить свои нужды
  • Рост
  • Об использовании речей
  • По диалектике (не менее 3-х книг).

Жизнь

Хрисипп родился в 280 г. до н. Э. в Соли, Киликии, Малая Азия (ныне Солои, Турция). По словам Диогена Лаэрта, его отца звали Аполлоний. Потеряв крупное наследство в результате судебного спора, он серьезно увлекся философией. Он приехал в Афины, чтобы изучать философию в Академии с Аркесилаем и Ласидом, и там он, по-видимому, изучил технику аргументации обеих сторон вопроса и сначала рассмотрел концепции величины и количества. Затем он стал учеником Клеанта из Ассоса в школе, основанной Зеноном из Сития на Стоа Пойкиле (Раскрашенное крыльцо). После смерти Клеанфа в 232 г. до н. Э.Хрисипп стал главой школы и оставался на этом посту до своей смерти в 206 году до н. Э. К тому времени все основные постулаты стоицизма были в наличии, и Хрисиппу приписывают развитие, организацию и укрепление аргументов, первоначально предложенных Зеноном.

Хрисипп написал более 700 свитков папируса. Как это было, очевидно, обычным для уроженцев Соли (Солои в Турции), его стиль письма по-гречески был неудобным. Одна пожилая женщина, которая жила с Хрисиппом, сообщила, что он писал 500 строк каждый день. Очевидно, иногда он писал несколько книг по одному и тому же предмету, записывая все свои мысли по этому поводу, исправляя себя, цитируя длинные отрывки из других философов и добавляя многочисленные свидетельства. Аполлодор Афинский раскритиковал его в произведении: Сборник догм, говоря: «Ибо, если бы кто-нибудь вынул из книг Хрисиппа все отрывки, которые он цитирует у других авторов, его бумага осталась бы пустой». Ни одно из его письменных произведений не сохранилось, за исключением нескольких фрагментов, включенных в произведения более поздних писателей, таких как Цицерон и Сенека.

Он был искусен в дебатах и ​​имел склонность принимать обе стороны в споре — привычка, которая расстраивала его учеников и учеников, особенно когда в пылу спора он приводил к нелепым утверждениям. Многие слушатели Хрисиппа говорили, что если бы боги были философами, они бы наверняка спорили так же, как Хрисипп.

Из писаний Хрисиппа очевидно, что после того, как его наследство было конфисковано правительством, он не был богат и полагался на доход от обучения и поддержку друзей. Диоген Лаэртский Жития философов содержит несколько интересных анекдотов из жизни Хрисиппа, которые могут быть или не быть полностью точными, но которые представляют его как сильного и откровенного учителя. Согласно Диогену, Хрисипп обладал большими природными способностями и проницательностью и по многим пунктам расходился с Зеноном и Клеанфом. Перед смертью Клеанф был уже сам по себе выдающимся философом. Очевидно, он часто вступал в конфликт с Клеанфом, а затем раскаивался, и часто цитируется его высказывание: «Во многих отношениях я счастливый человек, за исключением того, что касается Клеанфа, ибо в этом вопросе мне далеко не повезло».

Диоген описывает Хрисиппа как «маленького роста», основываясь на его статуе в Керамике, и как высокомерного. Однажды, когда его упрекнули в том, что он не посещал лекции Аристона, популярного в то время философа, он ответил: «Если бы я заботился о толпе, я не был бы философом». И однажды, увидев диалектика, предлагающего Клеанфу софистические заблуждения, он сказал: «Перестаньте отрывать этого старика от более важных дел и предлагайте эти вопросы нам, молодым». Диоген говорит, что он был настолько высокого мнения о себе, что, когда человек попросил его порекомендовать учителя для своего сына, он сказал: «Мне, потому что, если бы я думал, что есть кто-то лучше меня, я бы пошел в чтобы научить меня философии «.

Он послал за сыновьями своих сестер, Аристокреей и Филократом, и обучил их; Говорят, что он был первым, кто отважился открыть школу под открытым небом в лицее.

Диоген приводит два рассказа о смерти Хрисиппа в возрасте 73 лет. В одном говорится, что его смерть была вызвана употреблением выдержанного вина во время жертвенной церемонии, на которую его пригласили некоторые студенты. Другой рассказ, который, вероятно, является скорее анекдотом, чем правдой, состоит в том, что Хрисипп, удивленный, когда он увидел, что его осел ест немного инжира, попросил слугу также дать ослу вина и умер от смеха при виде.

Эсхил. Причина смерти: черепаха

Смерть Эсхила. Гравюра Жан-Жака Буассара. 1596 год

Великий трагик Эсхил умер от того, что пролетавший мимо орел уронил ему на голову черепаху. Орла привлекла сияющая лысина дра-матурга — птица решила, что это камень, о который можно разбить панцирь черепахи, чтобы затем ее съесть. Эта трагическая смерть случилась на Сицилии, куда Эсхил уехал под конец жизни, так как не ладил с афинянами. В тот день он специ-ально вышел на открытый воздух: оракул предсказал ему смерть от обрушения дома. О повадках определенного вида орлов — разбивать пан-цирь черепахи, бросая ее с высоты, — пишет Плиний Старший в книге о пти-цах («Естественная история», книга 10), приводя в пример эпизод с Эсхилом. Похожую смерть описывал и сам Эсхил: так, в пьесе «Психагоги» пророк Тиресий предсказывает подобную смерть Одиссею:

Сенека Младший

Сенека известен как самый противоречивый стоический философ. В отличие от тех, кто жил до него, он не осуждал жизнь, основанную на материальной собственности, а, напротив, скопил богатство и поднялся в политическом плане до уровня сенатора.

Впоследствии Сенека был изгнан за прелюбодеяние, но позже его вернули, чтобы сделать учителем и советником Нерона, который впоследствии стал печально известным римским императором, известным своей жестокостью и тиранией. Позже Сенека был ложно замешан в заговоре с целью убийства Нерона, в результате чего Нерон приказал Сенеке убить себя. Именно это последнее событие закрепило место Сенеки как стоика. Практикуя апатея Он контролировал свои эмоции и принял свою судьбу, в результате чего перерезал себе вены и принял яд.

Известно, что на протяжении всей своей противоречивой жизни и карьеры Сенека писал многочисленные письма, которые были собраны для создания книги » О краткости жизни .» В своих письмах он настаивал на необходимости не беспокоиться о событиях, не зависящих от нас. Из его цитат наиболее известны следующие:

— Поверьте, лучше понимать баланс собственной жизни, чем баланс торговли кукурузой.

— Нам не дана короткая жизнь, но мы сами делаем ее короткой, и мы не плохо питаемся, но расточительно используем ее.

— Продумывайте свой путь через трудности: суровые условия можно смягчить, ограниченные — расширить, а тяжелые — уменьшить для тех, кто умеет их переносить.

биография

Хрисипп родился в Солосе, Киликии. Его описывали как невысокого роста, также предполагается, что он бегал на длинные дистанции. В юности его унаследованное имущество было конфисковано, и оно стало сокровищем короля.

Переехав в Афины, он стал частью школы стоиков, в которой он выделялся своим интеллектом, крайней самоуверенностью и высокомерием. Он учился вместе с Аркесилао и Ласидесом де Сирен, двумя великими деятелями, возглавлявшими Афинскую академию. С самого начала Хрисипп был заинтересован в разработке философских аргументов.

Примерно в 230 г. К. стал продолжателем направления стоической школы, когда он поставил под сомнение многие принципы стоицизма. За это время он предпринял попытку формализовать стоические доктрины.

Вместе с работами Зенона, основателя школы стоиков, он составил сборник, который станет фундаментальной основой этой дисциплины. Он также реализовал формальную систему логики, которой придерживались стоики. Благодаря этим действиям он был признан вторым основателем стоицизма.

Большую часть своего времени в качестве ученика и главы школы стоиков он посвятил письму. Говорят, что он никогда не писал менее 500 строк в день. Его стиль письма описывался как широкий или обширный, поскольку он предпочел развивать обе стороны аргумента, чем делать собственное утверждение.

Результат его написания часто был омрачен некоторыми заявлениями и критикой его работы. Говорилось, что в больших частях его сочинений отсутствует оригинальность и установленный порядок. Однако он всегда был большим символом авторитета в школе.

Авиценна (980–1037)

Авиценна написал около 450 книг, включая «Канон врачебной науки» — главный медицинский учебник Европы в последующие семь веков. Ближе к концу своей книги «Жизнь Авиценны» его последователь Аль-Джузджани пишет: «Учитель был полон энергии, причем сексуальная сила, которую он часто применял, преобладала над всеми остальными его чувственными проявлениями». Приапические выходки довели Авиценну до того, что его ученик уклончиво называет «коликами». «Поэтому, — продолжает Аль-Джузджани, — Учитель ставил себе клизму по восемь раз в день, пока некоторые его внутренности не покрылись язвами и не стали разрушаться под действием воды». Вдобавок ко всему, один из его слуг, укравший большую сумму денег, попробовал убить философа, дав ему огромную дозу опиума. В таком опасном состоянии Авиценна хотел отправиться в Исфахан, но был так слаб, что еле стоял на ногах. В конце концов болезнь одолела ученого, и он умер в возрасте 58 лет.

Альфред Джулс Айер (1910–1989)

За год до своей смерти, восстанавливаясь после пневмонии в лондонской больнице, Айер подавился кусочком лосося, потерял сознание и умер. Его сердце остановилось на четыре минуты, затем философа вернули к жизни. Уже на следующий день Айер радостно рассказывал, что, когда он был мертв, он видел яркий красный свет, который, судя по всему, руководил правительством Вселенной. Министры пространства странным образом отсутствовали, но Айер мог видеть в отдалении министров времени

Неожиданно вспомнив об эйнштейновской идее о единстве пространства и времени, философ попытался привлечь внимание министров, расхаживая взад и вперед и размахивая своими часами на цепочке. Все было напрасно, Айер отчаивался все больше и больше и, наконец, пришел в сознание

Опыт настолько потряс философа, что в статье для Sunday Telegraph он предположил, что этот случай предоставил «достаточное доказательство того, что сознание продолжает существовать и после смерти».

Подведение итогов

Из приведенного списка вы поймете, что красота стоицизма в том, что он не предназначен для какого-либо определенного класса. Известные стоики бушуют от императоров, высокопоставленных чиновников до рабов. Единственное требование — чтобы учение соответствовало стоическим ценностям

Важно также отметить, что перечисленные выше стоики — не единственные стоики, известные истории

Мы привели лишь самые известные из них. Есть и другие образцовые стоики, которые дали нам цитаты для подражания. Все они вместе составляют полный список мудрости, которой должен руководствоваться каждый, кто стремится к высшему счастью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: