Творческий путь
Музыка с раннего детства являлась важной частью жизни Сергея. Поэтому не удивительно, что в студенческие годы, он увлекся роком и пробовал себя в этом направлении
Приобщил его к этой культуре его дядя. Но частью ленинградской богемы сделал его Аркадий Драгомощенко, с которым он познакомился позже. Именно после это Курехин стал активно принимать участие в импровизированных концертах, расширял свой репертуар, включал в него обработки классических произведений.
Виталий Потемкин и Сергей Курехин
Постепенно Сергей стал постоянным посетителей кафе «Сайгон» и его начали узнавать. Однажды его пригласили стать частью группы «Пост», он играл на клавишных. В 1993 году она выступала на подпольном фестивале, где также выступала группа «Санкт-Петербург». Когда она распалась, ее музыканты пригласили Сергея стать частью новой команды. Новая группа называлась «Большой Железный Колокол», но все использовали только сокращенное название «БЖК». С ними Курехин проработан год, после чего покинул группу.
На заметку. Семплерный синтезатор Sequential Circuits Prophet 2000 Сергей Курехин получил в качестве гонорара.
Детство и юность
В Мурманске 16 июня 1954 года в семье военного морского флота родился Сергей. Его отец, Анатолий Иванович, был капитаном второго ранга, а мать, Зинаида Леонтьевна, работала в школе учителем математики. Из-за профессии Анатолия Курёхина семья часто переезжала, и спустя четыре года после рождения Сергея, Курёхины отправились в Москву. Тогда в коммунальной квартире маленький Сергей, обладавший удивительным музыкальным слухом, начал играть на рояле. В девятилетнем возрасте одарённый мальчик начал петь и играть в школьном ансамбле.
Сергей Курехин в детстве
В 1965 году семья снова переезжает, на этот раз в Евпаторию. Там будущий музыкант пойдёт в общеобразовательную школу, где и проучится до конца 10 класса. О музыке он не забудет, будет посещать музыкальную школу и начнёт играть в ансамбле местного дома культуры.
С 1966 года мальчик начал слушать по радио «Голос Америки». Больше всего юному Курёхину нравилась не передача про рок, а предшествующие ей джазовые композиции. Его увлёкла музыка Колтрейна и фри-джаз. Сразу после окончания 10 класса Сергей был вынужден покинуть Евпаторию вместе с родителями.
Сергей Курехин в молодости
ЛЕНИН — ГРИБ
Сюжет-мистификация, тв-программа «Пятое Колесо», 1991 г.
К сожалению, максимальная узнаваемость имени Сергея Курёхина связана со ставшим вирусным видеороликом “Ленин — гриб”. Почему к сожалению? Потому что навряд ли Курёхин заслуживает остаться в нашей памяти бородатым анекдотом или пыльным мемом времён перестройки. В юбилей Курёхина в очередной раз вся страна вспомнит про Ленина-гриба и криво улыбнётся. А лучше бы нам перечитать размышления Курёхина о трудах Юлиуса Эволы и Мартина Хайдеггера, о метафизической природе искусства, наконец.
Простите, Сергей, но ваш эксперимент по размыванию границ между элитарным и массовым всё ещё продолжается.
Умиление шуткам про Ленина и гриб сродни дамским сумкам с репродукциями картин Густава Климта или плакатам с картинами Сальвадора Дали висящим на стенах туалетов. Это звенящая пошлость.
Вспомните хотя бы, что Курёхин — выдающийся пианист с феноменально быстрыми пальцами. Услышав записи Сергея Курёхина, иностранные критики были уверены, что плёнка была ускорена при записи: на Западе никто не мог поверить, что этот русский человек играет настолько быстро!
*Борис Гребенщиков признан иностранным агентом в РФ.
Личная жизнь
Курёхин был харизматичным молодым человеком и пользовался популярностью у девушек. Как-то после выступления с группой «Пост» он нашёл в кармане записку с телефонами. Позвонив по самому первому, он познакомился с девушкой Татьяной, это был 1973 год. Татьяна Паршина вышла за Курёхина осенью того же года, а уже в 1974 году у пары родилась дочь Юлия. Но отношения между супругами были напряжённые, и они развелись.
В течение следующих лет Курёхин имел несколько романов. В конце 70-х он познакомился с Алиной Алонсо и быстро влюбился, даже состоялась помолвка, однако пара быстро рассталась – Алина не выдержала характера Курёхина. Около 4 лет Сергей встречался с будущей актрисой Ларисой Гузеевой, помог ей переехать в Ленинград и вдохновил поступить в театральный институт.
Сергей Курехин и Лариса Гузеева
В 1982 году в гостях у Гребенщикова Сергей познакомился с Анастасией Фурсей, дочерью физика. Они не сразу понравились друг другу. Насте не нравилось высокое самомнение Курёхина, но всё же она согласилась прийти на его концерт и влюбилась в музыку Сергея. Вскоре завязались отношения, и 28 июля 1983 года Сергей женился во второй раз.
Молодожёны уехали в Крым, а по возвращении поселились у родителей Насти. 7 января 1984 года Анастасия Курёхина родила девочку Елизавету.
Со второй женой Анастасией и дочерью Елизаветой
Пара жила спокойно, без ссор и скандалов. Почти через 10 лет в сентябре 1994 года на свет появился 3-ий ребёнок Курёхина, сын Фёдор. Смерть пианиста сильно повлияла на его дочь Лизу. Она умерла 24 октября 1988 года, выпив много снотворного, предполагают, что это был суицид.
От дочери Юлии у него 2 внука: Никита (1995), Максим (2004).
ПАССИОНАРИЙ
Тв-программа «Рок-урок», 1995 г.
— пояснение редакции.
Тип личности Курёхина — пассионарий, человек способный использовать излишки внутренней энергии для видоизменения окружающего мира кардинальным образом. Эти исключительные люди переворачивают мир вверх дном: Христос, Петр I, Наполеон, Циолковский, Сталин и т. д. Стремление к достижению цели у них сильнее инстинкта самосохранения, заземляющего обычных людей.
Сегодня было бы интересно услышать мнение профессиональных психологов о личности маэстро. Когда мы узнаём детали биографии Курёхина, создаётся впечатление, что имеем дело с неимоверно многогранным талантом, втиснутым в тело гиперактивного ребёнка, неспособного сконцентрироваться на чём-то одном. Курёхин в растерянности смотрит на мир и ищет, как применить свой дар. А мир не готов и не находит применения всем этим идеям. Отсюда бесконечное разнообразие проектов Курёхина и как результат — разочарование в музыке и в искусстве как таковом. В конце пути Курёхина интересовали лишь методы управления искусством: наука и политика.
В метаниях Курёхина между музыкой, политикой и даже журналистикой просматривается компенсация некой нереализованности. Сергей даже умудрился выступить продюсером группы “Чай Вдвоём”, записав их самую первую песню, “Пилот”. Это только подтверждает практически невыносимую разносторонность маэстро. Результаты подобных метаний, увы, неутешительны: записей музыки Сергея Курёхина осталось не так много, как хотелось, а большинство тиражируемых интервью сводятся к талантливому стёбу.
Деньги на «Чай вдвоем»
После учебы в Голландии Костюшкин устроился актером в детский театр «Зазеркалье», где играл, например, «задницу белой лошади». В том же театре он познакомился с Денисом Клявером, спортсменом и музыкантом, который был младше его на четыре года. В 1994 году они создали дуэт «Пилоты»: Стас писал тексты, Денис — музыку, пели оба. «Я показал их Курехину, — говорит „Ножу“ Михаил Костюшкин. — К великому таланту Сергея, он разглядел в них музыкальность. Он первым в них поверил».
Курехин взял проект под крыло и вложил в него собственные деньги, 2500 долларов. На тот момент это была годовая зарплата Стаса Костюшкина, или две с половиной годовых зарплаты среднестатистического жителя России с учетом в 1994 году.
Это были существенные деньги и для Курехина, но после успешной презентации проекта «Воробьиная оратория», осуществленного благодаря норвежским спонсорам, и гонораров за музыку к кино Капитан мог позволить себе рисковать. Он охотно давал в долг, запускал издательские проекты и был готов поддерживать заведомо убыточные инициативы вроде вокального дуэта Zikr, исполнявшего ритуальные песни народов мира. Более того, он фактически отказался от своего наиболее успешного бренда «Поп-механика», предложив промоутерам название Heavy Metal Klezmer Orchestra.
Наконец, летом 1994 года Курехин как никогда прежде сблизился с миром отечественной эстрады. Он посещал ночные клубы и светские рауты, участвовал в ток-шоу и даже снялся в клипе Филиппа Киркорова «Посмотри, какое лето», сидя за одним столом с Аллой Пугачевой. На этом фоне вложения в симпатичных певцов-атлетов, ставших к тому времени «Чаем вдвоем», не выглядели даже курьезом.
Интересные факты
- Благодаря музыкальному таланту и нестандартному мышлению, Сергей легко покорял сердца и быстро стал негласным лидером вокально-инструментального ансамбля Евпаторийского Дома культуры.
- Курехин посещал школу с углубленным изучением немецкого языка.
- В студенческие годы Сергей недолгое время подрабатывал концертмейстером.
- Композиции музыканта даже после смерти пользуются успехом у кинематографистов. Например, его музыка использовалась в картине «Анна Каренина» в 2009 году. ВВС в 80-х сняла документальный фильм о Сергее, вышел он под названием Comrades: All That Jazz.
- В 1992 году Курехин увлекся идеей спасения воробьев, о вымирании которых рассказывал эколог Йон Мелбюэ.
В разное время в «Поп-механике» играли[править | править код]
- Сергей Курёхин — дирижёр, клавиши, вокал, общее руководство
- Григорий Сологуб — гитара, сценическое действие
- Виктор Сологуб — бас-гитара, гитара, сценическое действие
- Борис Гребенщиков — гитара, сценическое действие
- Виктор Цой — гитара
- Александр Титов — бас-гитара
- Юрий Каспарян — гитара
- Игорь Борисов — гитара
- Игорь Бутман — альт-саксофон
- Иван Шумилов — флейта крумхорн
- Юрий Касьяник — сопрано-саксофон, флейта, блок-флейта
- Игорь Тихомиров — бас-гитара
- Александр Кондрашкин — ударные
- Михаил Кордюков — перкуссия
- Александр Ляпин — гитара
- Алексей Вишня — гитара, звукорежиссура
- Николай Гусев — клавишные
- Алексей Рахов — саксофон
- Владимир Болучевский — саксофон
- Сергей Летов — саксофон, бас-кларнет, тенор-саксофон
- Егор Летов — бас-гитара, гитара
- Михаил Костюшкин — тенор-саксофон
- Аркадий Шилклопер — валторна, ягд-хорн
- Аркадий Кириченко — туба, вокал
- Михаил Чернов — саксофон
- Алексей Заливалов — альт
- Владимир Диканский — скрипка
- Всеволод Гаккель — виолончель
- Борис Райскин — виолончель
- Леонид Федоров — гитара
- Александр Беренсон — труба
- Александр Швецов — труба
- Геннадий Трубин — тромбон
- Николай Ольшевский — тромбон
- Сергей «Африка» Бугаев — индустриальная группа, электронные барабаны
- Георгий «Густав» Гурьянов — индустриальная группа, ударные, вокал
- Тимур Новиков — индустриальная группа
- Олег Гаркуша — маракасы, индустриальная группа, сценическое действие
- Елена Корикова — вокал, бэк-вокал
- Гарик Асса — шоу, демонстрации коллекций авангардной моды
- Владислав Мамышев — перформансы и шоу
- Игорь Силин (Duo Zikr) — вокал
- Ольга Ткаченко (Duo Zikr) — вокал
Раннее детство
Сложно представить, что сегодня много молодых людей не знают, кто это такой – Сергей Курехин. В свое время музыкант-авангардист был прославлен. Появился он на свет 16 июня 1954 года в холодном Мурманске. Родители его не были связаны с искусством, отец был военным, а мама преподавала в школе математику. Когда мальчику было всего 4 года, семья решилась на переезд в столицу.
Но жизнь в Москве им не нравилась, и комнату в коммунальной квартире они позже обменяли на квартиру в Евпатории. Где Сергей и вырос. Родители с ранних лет отметили тягу мальчика к музыке, поэтому отдали ребенка в музыкальную школу. Там он поразил преподавателей отличным слухом, и талантливой игре на рояле. Уже с школьных лет ему давали возможность выступать в составе эстрадного оркестра в городском доме культуры.
После окончания школы биография Сергея Курехина продолжилась в Ленинграде. Ведь именно туда решилась опять переехать семья. Получать высшее образование он решил в институте культуры. Он долго не мог определиться с направлением, ему нравилось фортепиано и оркестровое отделение и дирижёрское. В итоге его несколько раз отчисляли, и в итоге закончить высшее образование он не смог.
«Весёлые Ребята» – продукт молодежных редакций ТВ СССР.
Руководитель Андрей Кнышев – писатель, режиссер, автор многочисленных программ, книг «Тоже книга» (издательство МИК, 1991), «Уколы» ( изд. Green Wave Press, 1998).
«… творчество Андрея Кнышева – замечательное удобрение, благодаря которому растёт всё самое доброе, он – кладезь фантазии, юмора, интеллигентности. Удивительное свойство его таланта – умение избегать пошлости. Сочетая лёгкость и глубину, играя загадками слов и смыслом, он становится для своего читателя открывателем жизни…» Валентин Гафт.
Как мы читаем. «…буквы сливаются в слова, слова складываются в предложения, предложения соединяются в образы, образы сливаются в сюжеты, сюжеты образуют мысль. После того как мысль становится ясна, она распадается на сюжеты, сюжеты на образы, образы на предложения, предложения на слова, слова на буквы, буквы плывут перед глазами, веки слипаются, книга выпадает из рук…» (А. Кнышев, Сатиристические юмористические миниатюры «Тоже книга»)
Спортлото 83.
Представляем вам членов тиражной комиссии:
«…директор секции парфюмерного машиностроения, мастер спорта международного класса Сидор Пафнутьевич Колобочко, Иван Петрович Балчуг – заведущий отделом внешних сношений, мастер спорта международного класса, старший истопник опытно-промышленного завода «Спортлото 2», мастер спорта международного класса Лямафонов…»
«…представляем вам выигрышные номера: номер 3 – винсерпринг, номер 8 – сертвипнинг, номер 16 – айсенклеквинг, спасибо…»
3. Comrade Brezjnev USSR 1977
«…со времён Ленина мы боремся за мир…»
«…в этот день 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции – это большой всенародный праздник, он посвящён величайшему событию, имеющему огромное международное значение.
https://www.youtube.com/watch?v=iDAXYjKwN0A
60 лет тому назад в России рабочие и крестьяне под руководством партии коммунистов впервые в истории взяли власть в свои руки…», а многие тогда протянули ноги.
Песня на стихи Ильи Сельвинского «Черноглазая казачка»,
солист Игорь Волков.
https://www.youtube.com/watch?v=gnyABB-HWGY
Солист:
«…как зовут тебя молодка?
А молодка говорит:
Имя ты моё услышишь,
Из под топота копыт…»Хор:
«…а а-а а-а-а-а-а-а-а….»
Долгие, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию, крики «Браво!!!, Бис!!!», этчё давай, афтар отжог, нормуль, топка, он такой зюзик…
Хит сельских танцплощадок 70-ых,
ВИА Ариэль “Наши годы длинные, мы друзья старинные….”
«…только глянешь над Москвою утро вешнее,
золотятся помаленьку облака…»
В сюжете представлен фото-коллаж счастливой жизни в Союзе Советских Социалистических Республик, себя, к сожалению, не увидел.
«Салун ретро видео»
до новых встреч
июнь 2008.
ОТ ПЕРЕСТРОЙКИ В ПОСТМОДЕРНИЗМ
«Воробьиная оратория», БКЗ «Октябрьский», 1993 г.
В конце 80-х Курехин становится ключевой фигурой российского неоавангарда. Страна, освободившаяся от цензуры, неистово ринулась в объятия постмодернизма, давно уже отгремевшего на Западе. Мечущаяся от эксперимента к эксперименту личность Курёхина идеально подходила для этой эпохи.
Русский постмодерн конца ХХ века кардинально отличался от того, что происходило в Европе и США. Русские перестроечные авангардисты апеллировали не к мятежному будущему, а к “потерянному волшебству” прошлых эпох: дореволюционной России, футуристическому СССР 20-х годов и так далее. В этом свете становится понятной дальнейшая трансформация Курёхина, когда вчерашний джазовый музыкант запирался в бункере в компании маргинальных политиков Дугина и Лимонова. Всё это — очевидная рефлексия, обращённая к революционным временам начала века, поиск формы для потока собственной пассионарности.
Музыка
О творчестве группы «Поп-механика» рассказывали члены рок-клубов, посещавших каждый перформанс в крупных советских городах. Первое выступление коллектива состоялось весной 1985 года, событие широко обсуждалось в культурных ленинградских кругах.
Курёхин, знакомый с механизмом организации гастролей, с коллегами по сцене представлял проект Советскому Союзу. Яркие неожиданные шоу на фоне света и декораций вызывали море эмоций.
Саксофонист Сергей Летов, брат лидера «Гражданской обороны», вспоминал, как готовился к концертам большой авангардный коллектив. Хорошее настроение «дирижера» из-за рабочих нестыковок могло перед выходом на сцену смениться на жесткий негатив.
Лидер, прозванный Капитаном, считался спонтанным человеком, «пьесы», представленные на сцене, создавались почти на ходу. Приглашенные звезды эстрады и андеграундной культуры заставляли визжать от восторга интеллигентную среду.
Иногда молодые люди, пришедшие на Виктора Цоя, за минуту до шоу узнавали, что Сергей выгнал с концерта «Кино». Такие эксцессы, регулярно происходившие за сценой, не мешали членам группы жить и действовать заодно.
Состав группы «Поп-механика»
Слухи о ленинградской команде быстро распространились в Союзе и с легкой руки журналистов вышли за пределы страны. Поездки по Европе для экспериментального оркестра в период общественного застоя были чрезвычайно важными.
Отказ от цензуры позволил группе попасть в телевизионные программы, в рамках «Музыкального ринга» прошел полномасштабный концерт. О песнях «Тибетское танго», «Стыпан да дывчина» и «Маршельеза» журналисты новой эпохи писали на страницах газет.
Курёхину было довольно сложно справиться с непрофессионализмом, некоторые участники состава не знали гитарных аккордов и нот. Это не огорчало Капитана, в молодости бывшего джазменом, к каждому самородку в рок-клубе он нашел подход.
Когда «Поп-механика» добилась невиданного для СССР успеха, все музыканты Ленинграда просились в концертный состав. У микрофона появлялись мэтры советского рока и представители иностранных держав.
В российской действительности команда с мятежным характером превратилась в профессиональный полукоммерческий проект. В шоу, свободном от запретов и пережитков старой эпохи, появились эстетика, пафос и малопонятный интеллект.
В дискографии коллектива не было традиционных альбомов, все записи производились на сцене — на глазах у людей. Пластинки «Концерт», «Народ гуляет» и «И***вый опоссум — концерт во Франции» считались реальным воплощением ярких авангардистских идей.
ОТ ГЛАМУРА В БЕЗУМИЕ И ОБРАТНО
«Музыкальный Ринг»: Сергей Курёхин и Сергей Летов пытаются донести до удивлённых зрителей широту своей мысли
Курёхин умел преображать элитарное искусство в массовое. Авангардный джаз, который могло оценить лишь небольшое число эстетов, внезапно звучал со сцены БКЗ “Октябрьский” для огромной аудитории людей, пришедших послушать “Поп-механику”. Сложная, порой неудобоваримая музыка, облечённая в неистовый гротеск Курёхина, вдруг становилась доступна каждому.
Получается, Курёхин удивительным образом предвосхитил гламур — понятие, ставшее распространённым в России лишь в нулевые годы, когда ранее принадлежавшие лишь аристократии формы искусства стали доступны всем.
Рассуждая о национальных особенностях русской музыки, Курёхин часто использовал слово “безумный”. В этом он видел проявление русского духа. Досконально разбирающийся в мировом искусстве, Курёхин действительно очень хорошо понимал колоссальную непохожесть русской культуры на остальной мир. Чувство кардинального отличия “Русского мира” от других цивилизаций — гениальное предвидение Курёхина.
Творчество и музыка коллектива Поп-механика
Дебютное выступление коллектива состоялось через год после утверждения состава. Это событие ещё долго будет обсуждаться в популярных рок-клубах Ленинграда.
Курёхин, который уже был знаком с нюансами организации концертов, с остальной частью коллег по группе представлял новый проект СССР. Первые выступления «Поп-механики» прошли максимально эффектно. Этому способствовал не только мощный голос вокалиста, но и яркие сценические номера.
Сергей Летов, брат фронтмена группы «Гражданской обороны», вспоминал, как он с остальными участниками коллектива изматывался на долгих репетициях. Но та отдача, которую дарили зрители во время выступления, компенсировала все трудности.
Не обошлось и без импровизационных выходок. Так, участник «Поп-механики» по кличке Капитан, считался максимально креативным человеком, «пьесы», представленные на сцене, он мог создать почти на ходу. Зрители пищали от того, что вытворяли музыканты на сцене.
За короткий промежуток времени музыкантам «Поп-механики» удалось стать настоящими кумирами советских меломанов. С лёгкой руки журналистов о прогрессивном коллективе узнали далеко за пределами СССР. Вскоре команда уже колесила по Европе.
Отказ от контроля позволил команде попасть в телевизионные программы. Вскоре в рамках программы «Музыкальный ринг» прошло полноформатное выступление группы. Вся страна напевала давно полюбившиеся мотивы треков «Тибетское танго», «Стыпан да дывчина» и «Маршельеза».
Когда «Поп-механика» по своей популярности переплюнула большинство советских рок-групп, то практически все музыканты СССР тайно мечтали о месте именно в этой команде. У микрофонной установки всё чаще появлялись настоящие гении советского рока.
Поп-механика: Биография группы
Со временем «Поп-механика» превратились в полукоммерческий проект. Посещаемость концертов группы и продажи пластинок – просто зашкаливало.
Дискография группы была лишена традиционных лонгплеев. Записи пластинок проходила прямо на сцене перед сотнями неравнодушных поклонников.
Смерть Курехина
Сергей ушел из жизни 7 июля 1996 году. Причиной стало больное сердце. Музыкант почувствовал себя плохо, заболело в груди еще в начале мая. Его экстренно госпитализировали. Но даже проведенная операция на сердце, не решило проблему. У него практически не осталось шансов на выздоровление. После смерти Курехина похоронили на Комаровском кладбище.
Про Капитана (так уважительно его называли коллеги) не забывают и сегодня. В день памяти в Санкт-Петербурге часто проводится музыкальный праздник SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival). Но не только в России о нем помнят, проходят такие фестивали в США, Нидерландах и Германии. Есть и Центр им. Курехина и фонд, который с 2009 года вручают премии, за дерзость и смелость в актуальном искусстве.
Могила Сергея Курехина
ИЛЛЮЗОРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Сегодня мало кто хочет вспоминать самый последний период жизни Сергея Курёхина. А ведь это самый парадоксальный и во многом пророческий период его изысканий. Следует понимать, что его молодость и становление пришлись на непростые времена советского застоя и несвободы
Чего только стоили подпольные издания его пластинок в Великобритании ещё в 1980 году, привлёкшие внимание КГБ. И вот цензура и несвобода исчезают
Все вокруг ликуют. Но не Курёхин. С тревогой Сергей наблюдает, во что превращается его страна, и уже к середине 90-х испытывает горькое разочарование в так называемой “демократической свободе”.
В интервью Курёхин говорил: “Я полагал, что искусство и наука воспарят. Но этого не произошло. Художники и музыканты доказали свою беспомощность. Именно после того, как в России искусство обрело свободу, все поняли пределы искусства”.
Уходя от реальности, Курёхин начинает грезить о России будущего, где на смену западной модели либерализма приходит настоящее русское свободомыслие. В то же время большинство персонажей постсоветской творческой богемы так и не смогли понять и принять новые убеждения Курёхина. Бывшие коллеги Сергея не заглядывали дальше заветной мечты победить коммунизм и избавиться от цензуры. Перед смертью маэстро потерял множество друзей, не принявших “нового Курёхина”, разочаровавшегося в “иллюзорной свободе новой демократии”. Сегодня многие мысли позднего Курёхина звучат как пророчества.