Франц мориц вильгельм марк

Франц марк: жизнь и творчество художника. картина марка

Изгнанник, ставший везде своим

К чему этот объемный исторический экзерсис? Чтобы лучше понять ощущение ничтожности маленького человека, после смерти превратившегося в большого писателя. Франц писал: «Прага никогда не выпустит, у этой матушки те еще клешни», — вот так он любил родной город и всё равно стал его маскотом. Домов, где он бывал, проживал и останавливался — уйма, на каждом втором — мемориальная табличка, но надо отметить, что речь идет о самом читаемом немецкоязычном писателе. Отбросим стереотипы о нехороших взаимоотношениях германцев и иудеев, появившихся после Второй мировой, не стоит забывать, что это был государственный язык страны, в которой он прожил большую часть жизни

Кафка и чешским владел, но чего изменять традициям, если все твои произведения пишутся в стол, а сам ты просишь их уничтожить? Может быть, если бы Франц Кафка писал на чешском, то не стал бы таким популярным (все же на немецком говорит гораздо больше людей), но важно другое. Вот что он говорит о немецкоязычных писателях еврейского происхождения: «Они живут с тремя невозможностями: невозможностью не писать, невозможностью писать по-немецки, невозможностью писать иначе. Можно добавить четвертую невозможность — невозможность писать вообще»

Можно добавить четвертую невозможность — невозможность писать вообще».

И хотя еврейские погромы не затронули семью Кафки, сам он чувствовал себя чужаком, о чем писал: «Prasive plemeno — поганая кровь. Так при мне называли евреев. Не правда ли, естественно покинуть место, в котором тебя так яростно ненавидят?.. Героизм, который требуется для того, чтобы остаться несмотря ни на что — героизм таракана, которого тоже ничем не выжить из ванной».

Но сама ситуация абсурдна: еврей из Чехии пишет на немецком, становится символом города, который он любил, но отождествлял со злом, которое высасывает из него силу. Так что абсурд есть не только в его романах, но и во всей жизни Франца Кафки. Чужак, изгой, ставший маскотом — это ли не квинтессенция абсурда? Правда, всё поклонение писательскому гению выражается не только в паломничестве к могиле Кафки.

Например, они построили музей, сильный и впечатляющий, но после него испытываешь всю экзистенциальную глубину и ходишь два часа как мешком прибитый. Памятник в виде огромной крутящейся головы писателя и монумент пониже, где он верхом на своем костюме. А напротив того самого музея сияет изящный скульптурный комплекс: двое мужчин стоят на карте Чехии и писают на нее, вырисовывая буквы национального алфавита. Олицетворяют, конечно же, отношение правительства. И хотя у всех выдающихся чешских авторов была особенная страсть к высмеиванию общества и политиков, это абсурдное творение смотрится более логично возле музея Кафки, чем музея Чапека и Гашека.

Швейк, конечно, издевательски абсурден, «Война с саламандрами» и вовсе пугает, но с «Замком» и «Процессом» они не сравнятся, там уровень абсурдности не поддается исчислению. Этим и ценен Кафка, за это его и любят: так обличать бюрократию, как он, не мог и не может никто. За эту его уникальность его и любят.

Уникальные особенности творчества

Долгое время художник метался между кубизмом и футуризмом. Однако, в 1912 году, он окончательно отказался от причисления себя к одному из этих художественных направлений. Немецкий живописец полностью переключился на создание своих уникальных абстракционистских работ. За них, собственно, он и получил как славу, так и признание со стороны сообщества художников XX века.

Идеи художника

Немецкий художник всю жизнь изображал животных, считая их высшими существами. Он со времен своих первых поездок в картинные галереи Франции стремился научиться не просто изображать зверей, а давать зрителю видеть их глазами, чувствовать мир не по-человечески.

Это желание заставляло Франца Марка много часов проводить за созданием набросков. Или за простым наблюдением за движениями, языком тела. Такие занятия и приводили к тому, что художник часто выбирался на природу и посещал зоопарки. А еще очень много времени Марк проводил вместе со своей собакой. Он даже разговаривал с ней так, будто она способна полностью осознавать слова владельца.

В человеческой природе Франц Марк наоборот видел исключительно грязь, примитивность и жестокость. Именно поэтому человеческих персонажей на его работах почти нет. Некоторые считают, что эта позиция и вынудила его идти на войну. Война вызывала у Марка противоречивые чувства. С одной стороны, это был апогей бездуховности человека. С другой, она вела к физическому уничтожению людей. Много любопытных размышлений о явлении войны есть в письмах живописца.

Стиль живописи

Ранние картины немецкого импрессиониста не имеют яркой художественной индивидуальности. По ним видно, что на его становление как художника сильно влияли предшественники — французские постимпрессионисты, с творчеством которых он активно знакомился в Париже, в начале XX столетия.

Последние работы Франца Марка характеризуются насыщенной цветовой палитрой, кубистическими образами и контрастными цветовыми переходами. Обычно у работ, которые художник создавал незадолго до своей смерти, прослеживается тревожная атмосфера. Некоторые искусствоведы даже называют ее апокалиптичной.

«Синий конь»

Всегда отличался особым подходом к созданию своих полотен Франц Марк. «Синий конь» стал чем-то символическим в творчестве живописца. Эта картина наиболее популярна среди остальных. Кроме того, на ряду с другими она выделяется особым стилем. Один только взгляд на нее приводит человека в состояния очарования и пронзительности.

На картине изображен конь, который полон сил. Он символизирует юношу. Тело лошади имеет несколько изломанные формы и интересный пересвет. В грудь словно впивается белый луч, а грива и копыта, наоборот, окутаны синевой.

То, что цвет лошади синий, вызывает необычный интерес. Но стоит отметить и не менее привлекательный фон. Итог: конь дополняет фон, а фон дополняет коня. По замыслу живописца эти два объекта не могут существовать отдельно, они связаны между собой и являются одним целым, хотя и выделяются между собой.

После творения этой картины Франц пытался объяснить Маке свою идею. Он утверждал, что синий цвет — это строгость мужчины, желтый — женская мягкость и чувственность, красный — материя, которая подавляется двумя предыдущими оттенками.

Кубизм и последние годы жизни

Последним этапом жизни Франца Марка можно считать его знакомство с творчеством Робера Делоне. Его итальянский кубизм и футуризм внес значительную долю в будущие работы немецкого живописца. Под конец своей жизни Марк поменял направление в творчестве. Его полотна изображали все более абстрактные детали, рваные и блочные элементы.

Вдохновило многих творцов искусства и литературы на свои работы. Но с течением времени творцы разочаровывались в событиях и реалиях войны. Франц Марк добровольно ушел на фронт. Там он, как и многие другие творческие люди, разочаровался в событиях. Его ранило кровопролитие, жуткие картины и печальный исход. Но художнику не суждено было вернуться и воплотить все свои творческие идеи. В 36 лет живописец погиб от осколка снаряда под Верденом.

Полотна и стиль

Жизнь влияет на художника, на его творчество и стиль. С Францом также происходили изменения, которые вливались в его полотна новыми красками. Немец по своей природе был мечтателем. Он страдал за человечество и грустил по утраченным ценностям в современном мире. В картинах он старался отобразить нечто фантастическое, мирное, красивое, но невооруженным глазом видно, что каждое полотно было наполнено тоской.

Писатели и художники начала 20-го века пытались найти и воссоздать золотой век, но война превращала все в груду обломков, а творческие люди пытались залечить раны. В своих работах Франц Марк старался отобразить прежде всего философское начало. Причем все, что было изображено на картинах, имело значение. Каждому цвету давались свои символы, каждый предмет был наделен чем-то особенным. Цвета и формы влияли на психику человека, на его настроение и самоценности.

«Дух сокрушает крепости»

Франц Марк старался выразить в своём творчестве духовное начало, к которому, по его мнению, современники утратили интерес. Его мать, София, была строгой кальвинисткой, сам художник придерживался свободных пантеистических взглядов, в его мировоззрении причудливо, но органично соединялись религиозный мистицизм и уважение к науке. Он полагал, что искусство будущего придаст форму научным наработкам.

В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».

Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Нужно отметить, что космология и антицивилизационная мифология Марка весьма оригинальна и достаточно далеко уходит от традиционных. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств, и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь, и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании».

До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? – вопрошал Марк. — Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.

По мнению Балека, «Башня синих лошадей» (1913 г), последнее крупное анималистское полотно Марка, является поэтическим видением, а работа «Судьбы животных» – исповедью. «Написанная с помощью красок-звуков, эта картина и есть прапоэзия, на которую художник полагался как на источник возрождения жизни в роковые для человечества дни» – пишет учёный.

Чуть позднее Марк перешёл к ещё более абстрактной живописи. Высказывание Клее «Чем более ужасающим становится этот мир (особенно в наши дни), тем более абстрактным становится искусство; тогда как в мирное время мир рождает реалистическое искусство» как нельзя лучше характеризует жизненный и творческий путь Марка.

Годы в Париже

В 1823-м году молодой Франц переезжает в Париж. Он собирался учиться в Парижской консерватории, но его туда не приняли, так как Франц был не французского происхождения. Материальное положение отца и сына становилось все более сложным, но, несмотря на такие очевидно мешающие обстоятельства, они решили остаться в Париже.

С Францом иногда занимались педагоги из Парижской консерватории, но больше никто его не учил игре на пианино. Последним его учителем стал Карл Черни.

Францу было примерно четырнадцать лет, когда он стал сочинять этюды. Он даже написал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая была поставлена в 1825-м году.

1827-й год. Умер Адам Лист. Франц очень тяжело переживал это происшествие. Он почти три года оставался в подавленном состоянии. К тому же ему надоела роль иностранной диковинки, какой он считался в местных светских салонах.

И Франц настолько плотно завязал тогда с мирской жизнью, что был опубликован его некролог. Естественно, что тот  не умирал, но некролог напечатан и опубликован уже был, и вокруг Листа стала нарастать мистическая атмосфера.

В обществе он стал появляться лишь в 1830-м году. Как раз произошла Июньская революция, шум, гам и призывы к справедливости увлекли юношу. И он решил написать «Революционную симфонию».

С ним стали общаться такие известные музыканты, как Паганини, Берлиоз (он только что написал свою «Фантастическую симфонию») и прочие. Вот первый и раззадорил Листа своим совершенством техники. Франц решил оттачивать свое мастерство игры на пианино.

Поэтому он на некоторое время опять ушел в тень, перестал выступать с концертами и переложил каприсы Паганини для фортепиано. Вот с этого момента и начался его блистательный опыт в переложении музыки.

В 1835-м году он решает разнообразить свою деятельность и начинает публиковать свои статьи, а также преподавать музыку. Познакомился он и с Мари д’Агу, которая была подругой его знакомой Жорж Санд. Мари публиковала свои произведения под псевдонимом Даниель Стерн, Лист писал статьи и музыку. В конце концов они влюбились друг в друга, и молодую барышню не останавливало даже ее замужество. В итоге в 1835-м году она бросила своего мужа, и они вместе с Листом уехали в Швейцарию.

Карьера

Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Его отец Вильгельм был юристом и художником-любителем, занимавшимся пейзажной живописью, а дедушка с бабушкой увлекались копированием работ старых мастеров. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Подростком подумывал о занятиях философией и в 1899 году поступил на философский факультет Мюнхенского университета.

Призыв в армию парадоксальным образом нарушил планы студента и подтолкнул к занятиям живописью. В 1900 году Марк поступил в Мюнхенскую Академию художеств. Несколько лет он учился под руководством суровых приверженцев академической традиции Габриэля Хакля и Вильгельма фон Дица. Формально Мюнхен начала XX столетия являлся центром художественной жизни Германской империи. Но моду в стране диктовал популярный светский портретист Франц фон Ленбах, чья небрежная живописная манера породила множество подражателей. В богемной среде увлекались символистами: Арнольдом Бёклином и Францем фон Штуком. Последний некоторое время преподавал в Академии и читал лекции Паулю Клее и Василию Кандинскому – будущим единомышленникам Марка. Вкусы художника, тем не менее, сформировались, прежде всего, под влиянием двух поездок в Париж (в 1903 и 1907 гг), где он посещал выставки импрессионистов и постимпрессионистов.

За годы обучения Марк освоил ремесло художника, став настоящим мастером, но традиции исторической живописи XIX века были ему чужды. В поисках своего стиля он обращался то к стилю модерн, то к немецкому почвенничеству, то к фовизму. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Живописец решительно порвал с натурализмом. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая.

В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк. Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Ménage à trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк. Брак был заключён из жалости к девушке: будучи незамужней, она не имела права оставлять при себе сына от предыдущего партнёра. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.

1910 годы стали для художника наиболее тяжёлыми, полными трагических событий – но и наиболее плодотворными. Мучительный роман и последующий разрыв с Анеттой фон Экард, замужней женщиной и матерью двоих детей, которая была старше его на 9 лет, заставил Марка окончательно отвернуться от человечества и уйти в себя. Тем не менее, в 1911 году он отправился в Лондон, чтобы в обход немецкий законов, заключить брак с Марией Франк.

Работы этого периода носят апокалиптический характер – в них отражено абсолютное неприятие современности. Самое выдающееся произведение 10-х годов – а, возможно, и за всю карьеру художника – «Судьба животных» (1913 г.). На обратной стороне холста Марк оставил пометку: «Und Alles Sein ist flammend Leid» (нем. «И всё живое пылает в агонии»). Эта поистине провидческая работы была окончена за год до начала Первой мировой войны.

«Дух сокрушает крепости»

Франц Марк старался выразить в своём творчестве духовное начало, к которому, по его мнению, современники утратили интерес. Его мать, София, была строгой кальвинисткой, сам художник придерживался свободных пантеистических взглядов, в его мировоззрении причудливо, но органично соединялись религиозный мистицизм и уважение к науке. Он полагал, что искусство будущего придаст форму научным наработкам. 

В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».

Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Нужно отметить, что космология и антицивилизационная мифология Марка весьма оригинальна и достаточно далеко уходит от традиционных. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств, и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. Устаревшие идеи и произведения искусства продолжают вести призрачную жизнь, и по-прежнему останавливаешься в полной растерянности перед геркулесовым трудом по их изгнанию и по закладке свободного пути для нового, уже пребывающего в ожидании».

До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? – вопрошал Марк. — Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Марк испытывал сочувствие к бессловесным, но сильным и прекрасным животным, бессильным перед тиранизирующим их человеком. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.

По мнению Балека, «Башня синих лошадей» (1913 г), последнее крупное анималистское полотно Марка, является поэтическим видением, а работа «Судьбы животных» – исповедью. «Написанная с помощью красок-звуков, эта картина и есть прапоэзия, на которую художник полагался как на источник возрождения жизни в роковые для человечества дни» – пишет учёный.

Чуть позднее Марк перешёл к ещё более абстрактной живописи. Высказывание Клее «Чем более ужасающим становится этот мир (особенно в наши дни), тем более абстрактным становится искусство; тогда как в мирное время мир рождает реалистическое искусство» как нельзя лучше характеризует жизненный и творческий путь Марка.

Стиль

Die großen blauen Pferde, Большие синие лошади (1911)

Марк сделал около шестидесяти отпечатков в гравюра на дереве и литография. Большинство его зрелых работ изображает животных, обычно в естественных условиях. Его работы отличает яркий основной цвет, почти кубистическое изображение животных, абсолютная простота и глубокая эмоциональность

Даже в свое время его работы привлекали внимание влиятельных кругов. Марк придавал эмоциональное значение или цель цветам, которые он использовал в своей работе: синий использовался для изображения мужественности и духовности, желтый представлял женскую радость, а красный заключал в себя звук насилия

После Национал-социалисты взяли власть, они подавили современное искусство; в 1936 и 1937 годах нацисты осудили покойного Марка как предприниматель Кюнстлер (дегенеративный художник) и приказал убрать около 130 своих работ с выставки в немецких музеях. Его картина Пейзаж с лошадьми был обнаружен в 2012 году вместе с более чем тысячей других картин в мюнхенской квартире Корнелиус Гурлитт чей отец-дилер, Хильдебранд Гурлитт, был коллекционером модернистского искусства, которого нацисты называли «дегенеративным».

Одна из самых известных картин Марка — Tierschicksale (Судьбы животных или Судьба животных ), который висит в Художественный музей Базеля. Марк завершил работу в 1913 году, когда, как заметил один историк искусства, «напряжение надвигающегося катаклизма охватило общество». На обратной стороне холста Марк написал: «Und Alles Sein ist flammend Leid» («И все существо пылает агонией»). Во время Первой мировой войны Марк писал своей жене о картине: « похоже на предчувствие этой войны — ужасное и сокрушительное. Я с трудом могу представить, что я написал ее».

ТВОРЧЕСТВО

биография

Пабло Руис Пикассо

«Некоторые художники изображают солнце желтым пятном, другие же превращают желтое пятно в солнце» – Пабло Пикассо.

Испанский и французский художник, скульптор, один из создателей кубизма. Его стиль написания картин менялся на протяжении всей его жизни.

Самые известные картины: «Девочка на шаре», «Арлекин и его подружка», «Автопортрет», «Авиньонские девицы», «Герника», «Абсент и карты», «Плачущая женщина».

Пикассо всегда проявлял неподдельную любовь и рвение к своей работе и эволюционировал как художник на протяжении всей жизни. Изначально он писал картины в практически одноцветной гамме голубых, синих и зеленых тонов. Они были насквозь пропитаны чувством тоски и образами меланхолии и нищеты. Позднее в его работах развилась гуманистическая тема, картины стали более оптимистичными, а тона более прозрачными.

Чуть позже Пикассо отошел от традиционного способа изображения фигур и пространства и разработал новый стиль – кубизм, в рамках которого он создавал массивные и грубые геометрические фигуры, раскладывая их определенным образом на плоскости и выделяя цветовые и фактурные элементы.

Брак и рождение сына возвратили Пикассо к миру ясных, четких и понятных форм, однако его позднее творчество стало еще более странным: он рисовал людей, напоминающих монстров, а сами образы картин представляли собой синтез презрения, сострадания и предупреждения. Вторая мировая война не могла не отразиться на творчестве художника, и он начал считать, что живопись – это не украшение жилища, а инструмент войны.

В завершение своей жизни Пикассо стремился к единству стиля, его искусство обрело более устойчивые формы

Он уделял особое внимание пейзажам, делая упор на растительность, передавая ее широкими и гибкими мазками

Где почитать о художнике: Д. Брассай «Разговоры с Пикассо», М. Бернада «Пикассо», Н. Мейлер «Пикассо. Портрет художника в юности».

Биография художника Франца Рубо

Список картин

Художник считал, что воображение человека, как и творчество, не имеет границ. Поэтому писать нужно так, как видишь, и никак иначе. Это делает его работы достаточно уникальными, самобытными. Хотя, вряд ли можно было бы ожидать другого от раннего экспрессиониста. В список самых популярных картин немецкого художника входят:

  • “Косули в камышах”, 1909 год. Косули в целом были одним из распространенных мотивов в творчестве Франца Марка. Сейчас эту картину, удивительно нежную для его творчества, можно найти в Новой Пинакотеке в Мюнхене;
  • “Синий конь”, 1911 год. Это одна из популярнейших работ Марка, по которой его и узнают. Работу можно считать идеальным образцом восхищения Марка животными;
  • “Сон”, 1912 год. Музей Тиссен-Борнемиса позволяет увидеть эту картину в постоянной экспозиции. Она значительно более примитивна и упрощена, чем более ранние работы Марка;
  • “Судьба животных”, 1913 год. Эта картина посвящена вопросу влияния человека на животных, который по-настоящему волновал художника долгие годы. Находится она на территории Швейцарии;
  • “Тироль”, 1914 год. Картина посвящена одноименному австрийскому региону. Метафоричная и яркая, она хранится в Государственной Галерее Современного Искусства, что находится в родном для Франца Марка Мюнхене.

Марк Ротко, биография мастера, обманчивая простота его картин

Марк Шагал, биография художника

Биография голландского художника Карела Фабрициуса

Страшная война вместо обновления

Франц Марк не единственный молодой искренний немец, который пошел воевать в Первую мировую за идею глобального обновления и очищения Европы. Эти мысли витали в воздухе – просто Марк в отличие от многих других отчаянно красиво их формулировал: «война станет прорывом к новой Европе, прорывом, пусть даже и жестоким, но благотворным», «сейчас нам нужно замолчать и дать слово мировой истории», «война не превращает меня в реалиста – наоборот… Сражения, раны, движения — все кажется таким мистическим, нереальным». Кроме всех прочих способностей он имел талант между прочим, в каком-нибудь личном письме, высказать важные для всего поколения идеи очень емко и в точку. Именно поэтому о его жизни пишут не только арт-критики, но и историки, исследователи этой всемирной кровавой мясорубки. Самые близкие друзья восторженных ожиданий Марка не поддерживают: Пауль Клее презирает даже его военный мундир, Кандинский вынужден уехать в Россию и не принимает ту цену, которую придется заплатить Европе за очищение, 27-летний Август Макке погиб в бою и обессмыслил своей смертью любые доводы в пользу войны. Прозрение пришло к Францу вместе с первыми серьезными боями: «трупный запах на километры вокруг невыносим» — пишет он в письме к жене.

«Птицы»

Еще одна картина достойна вашего внимания. Ее тоже написал Франц Марк. «Птицы» — еще одна особенная работа художника. Она была написана в 1914 году и стала первой необычной работой, которая характеризовала новый стиль живописца. Это картина из той самой зрелой живописи Марка, которая стала отображением животного мира. Художник чувствовал, что животные были тем самым идеалом, которые были намного выше и чище, нежели люди.

«Птицы» — это тот самый стиль, который появился после Подобная картина, несмотря на свои яркие цвета, подчеркивает какую-то тревожность и враждебный настрой. Скорее всего, это связано с резкими переходами с одного оттенка на другой. Картина становится «колкой» и апокалиптической.

Глядя на полотно, кажется, что происходит некий взрыв, который волнует и тревожит птиц. Они разлетаются и в то же время остаются спокойными. Когда мир настигает война, кто-то начинает суетиться, а кто-то старается принять ситуацию. «Птицы» стали четким отображением военного мира с его страхами и тревогами.

Кубизм и последние годы жизни

Последним этапом жизни Франца Марка можно считать его знакомство с творчеством Робера Делоне. Его итальянский кубизм и футуризм внес значительную долю в будущие работы немецкого живописца. Под конец своей жизни Марк поменял направление в творчестве. Его полотна изображали все более абстрактные детали, рваные и блочные элементы.

Вдохновило многих творцов искусства и литературы на свои работы. Но с течением времени творцы разочаровывались в событиях и реалиях войны. Франц Марк добровольно ушел на фронт. Там он, как и многие другие творческие люди, разочаровался в событиях. Его ранило кровопролитие, жуткие картины и печальный исход. Но художнику не суждено было вернуться и воплотить все свои творческие идеи. В 36 лет живописец погиб от осколка снаряда под Верденом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: