Велтистов евгений серафимович: краткая биография и презентация

Андроид товарища велтистова. как страна заболела приключениями электроника

«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников»

Историй о любопытных первоклассниках в советское время писалось множество, но тем большой писатель и отличается от не очень большого, что всегда готов повернуть сюжет в неожиданном направлении. Первоклассники, о которых идет речь в этой книге – не только люди, но и животные: кролик Одноух и поросенок Дыркорыл, подобранные на улице бухгалтером Нехлебовым, загадочным образом становятся людьми и впитывают в себя все лучшее от обоих миров. Животная их природа позволяет им находить (или не находить) общий язык с представителями животного мира, а в школе их не отличить от обычных первоклассников: приключения этих двоих описаны Велтистовым так живо и занимательно, что могут поспорить со знаменитым «Недопеском» Юрия Коваля. А кое-кто даже ставит эту книгу выше «Приключений Электроника».

«Гум-Гам»

Иллюстрация Татьяны Прибыловской к повести «Гум-Гам»

Пожалуй, самая известная книга Велтистова вне цикла об Электронике – и, как и книги об Электронике, повествующая о дружбе мальчика и… не совсем мальчика. Гум-Гам – обитатель мира, где остановлено время, дети способны путешествовать через космос так же легко, как мы – через город, в котором живем, а обо всех их нуждах заботится волшебная машина Автук. Но так ли чудесно никогда не стареть, получать без отказа все, что тебе нужно, и тратить время на одни только игры? И так ли уж хороша планета, на которой обычный бумажный змей становится таким же чудом, как камень путешествий или волшебный шоколад, один только кусочек которого сделает тебя вундеркиндом? Эта книга переиздается чаще других произведений фантаста (за вычетом, конечно, все тех же книг об Электронике) и, кажется, становится все более и более актуальной в обществе, где место творцов и фантазеров мало-помалу занимают «квалифицированные потребители».

Электроничка

О музыке и подборе актерского состава писалось и говорилось уже не раз. Главное, что история оказалась увлекательной для всех участников съемочного процесса, а в итоге и конечный результат вышел сногсшибательным.

Бромберг и Велтистов в 1982 году за «Приключения Электроника» были удостоены Государственной премии, а родители братьев Торсуевых, сыгравших Электроника и Сыроежкина, вынуждены были несколько раз менять номера телефонов, так как атаки юных поклонниц не давали семье покоя.

Статья по теме

Товарищ Курихара. Как японка стала звездой советского кино 1970-х

В современных условиях кинопроизводства такой успех означал бы неизбежные съемки продолжения, но в СССР все было иначе. Во второй половине 1980-х Велтистов написал «Новые приключения Электроника», которые начинаются с того, что Сыроежкин и Элек вместе смотрят страшно популярную ленту о себе. А дальше писатель применил ход, который привел бы в восторг современных поборниц феминизма — он ввел в повествование андроида-девочку.

Эта повесть давала простор для киноделов, но в 1989 году после тяжелой болезни в возрасте 55 лет Евгений Серафимович Велтистов скончался. Откровенно говоря, никто, кроме него, не мог создать достойный сценарий для новой фантастической ленты. А затем отечественный кинематограф окончательно погрузился в пучину кризиса.

Личная жизнь

Главной героиней личной жизни Велтистова стала Марта Баранова, пришедшая в этот мир в 5-й день весны 1924-го. Избранница также имела отношение к литературе — трудилась корректором в Управлении делами Совмина СССР и заведовала отделами в редакции газеты «Пионерская правда». В соавторстве с любимой женщиной Евгений Серафимович создал несколько детских книг.

В конце 1962-го, 5 декабря, супруги принимали поздравления с пополнением в семье — у них родился сын Максим. По некоторым данным, впоследствии у писателя появились девять внуков.

Наследник бережно относится к творческому наследию отца. В 2011-м он оставил сообщение на одном известном российском портале о кино:

«Быть человеком»

Наверное, одним из самых интересных направлений детско-юношеской литературы в советское время были научно-популярные книги и биографии, в увлекательной форме рассказывавшие об известных людях. Отдал дань этому направлению и Велтистов, написавший повесть о докторе Гаврииле Илизарове, в 1950 году предложившем принципиально новый способ сращивания костей при переломах. Известный аппарат Илизарова с тех пор применяется для лечения травм, переломов и деформаций костной ткани: для каждого конкретного случая аппарат собирается заново. «Приключения Электроника» проникнуты восхищением перед людьми, поставившими науку на службу человеку и природе – и то же самое восхищение человеком чувствуется и в этой книге.

Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества Е. С. Велтистова»

1934 год. 21 июля. В семье военного инженера Серафима Философовича в Москве рождается мальчик Женя.

1942. Женя поступает в первый класс школы №265.

1951. Юноша поступает на факультет журналистики МГУ.

1956. Евгений заканчивает университет и начинает работать в газетах и журналах.

1960. Публикуется первая фантастическая повесть писателя «Приключения на дне моря».

1961. Евгений женится на писательнице и корректоре Марте Барановой, которая была старше его на десять лет.

1962. У супругов рождается сын Максим.

1964. Выходит в свет самая популярная книга писателя «Электроник, мальчик из чемодана».

1971. Печатается продолжение истории Электроника «Рэсси».

1975. Издаётся книга «Победитель невозможного», которой автор хотел закончить историю киборга.

1979. На телеэкранах страны показывают трёхсерийный фильм «Приключения Электроника».

1982. Писатель получает Государственную премию за киносценарий этого фильма.

1984. Писатель пишет ещё одну повесть о роботе «Новые приключения Электроника».

1989 год. 1 сентября. После продолжительной болезни Велтистов умирает в Москве.

Его хоронят на Троекуровском кладбище.

Все началось с чемодана

Выпускник факультета журналистики МГУ Евгений Велтистов не мог жаловаться на судьбу — престижная должность в Управлении делами Совета Министров СССР вызывала настоящую зависть у знакомых. Но самого Велтистова тянуло к творчеству, причем более всего его привлекал жанр фантастики.

Первые два его произведения, написанные в начале 1960-х, сегодня знакомы лишь фанатам. А затем из чемодана появился робот-андроид.


Фанфан, Анжелика и мушкетеры-комики. Популярные в СССР фильмы из Франции
Подробнее

Все началось с поездки в отпуск. Отправляясь к морю, писатель нес в руках тяжелый чемодан, и он задумался, почему груз вдруг настолько тяжел? И вдруг Велтистова осенило: там мог быть робот, внешне похожий на мальчика. И вскоре родилась повесть «Электроник — мальчик из чемодана». В которой мало что напоминало сюжет будущего советского блокбастера.

Во-первых, вся история была перенесена в недалекое будущее, где привычными становятся многие вещи, которые не стали реальностью и по сей день. Во-вторых, сам Электроник был куда более «роботизированным». В книге его побег был связан с тем, что профессор Громов неправильно поставил его на подзарядку, в то время как в фильме мотивы его станут куда более философскими. Сергей Сыроежкин в книге был вовсе не таким разухабистым любителем свободы, способным подменить себя роботом не только в школе, но и дома, а просто нестандартным учеником. Да и некоторые приключения, вроде посещения Страны Двух измерений, больше походили на фэнтези, чем на научную фантастику.

85 лет со дня рождения Евгения Серафимовича Велтистова

19 июля 2019

21 июля исполнится 85 лет со дня рождения советского детского писателя, фантаста, журналиста и сценариста Евгения Серафимовича Велтистова (1934 — 1989). Родился в Москве в семье военного. Член Союза писателей СССР.

  • Многие задаются вопросом, что означает его фамилия. В переводе с древнерусского «велтист» означает «высокий человек». Это вполне подходит Евгению, ведь его рост составлял более двух метров.
  • Маленьким мальчиком мечтал стать библиотекарем или продавцом книг, чтобы иметь доступ к печатным сокровищам. Чтение было любимым занятием, а любимыми писателями – Александр Беляев и Герберт Уэллс – классики научной фантастики.
  • Учёба выпала на годы Великой Отечественной войны, поэтому учёбой её можно было назвать с большой натяжкой.
  • Захотел стать журналистом и окончил МГУ. Работал в весьма популярной в то время газете «Огонёк».
  • Самая популярная и всемирно известная книга — «Электроник», но, по мнению самого писателя, она является не самой лучшей в его списке. Не все знают, что книг об Электронике вышло целых пять. А вот экранизация произведения стала более популярной, чем сама книга.
  • Герои книг о мальчике-роботе Электронике – дети, одержимые наукой, жаждой познания. Именно в них  Велтистов видел будущее планеты. Затрагивается и такая важная тема, как соединение науки и эмоций. Все книги об Электронике учат стремиться к мечте, добиваться цели и верить в нравственность науки, они чрезвычайно увлекательны, как и положено хорошей детской литературе.
  • За написание сценария к фильму «Приключения Электроника» был удостоен премии СССР. Обладал орденами Дружбы народов и Знаком почёта.
  • Названия книгам выбирал весьма экстравагантные. Зачастую они не состыковывались с идеологией советской нации, но каким-то образом, минуя цензуру, проходили.
  • Экранизировано несколько его книг, достаточно популярным в Советском Союзе был фильм «Гум-гам».
  • Мало кто знает, что он писал и взрослые романы. Самые популярные – «Глоток солнца», «Записки программиста Марка Снегова» и «Ноктюрн пустоты». Они написаны языком, понятным всем поколениям читателей.
  • Чаще всего писал о внеземной цивилизации и техническом прогрессе. Многие описанные им фантастические вещи стали обыденностью в наше время.
  • Отличительные особенности от других писателей: манера написания — не нарвался на строгий суд советской цензуры, практически все произведения были оставлены без изменения; большая любовь советской общественности — тогда многие писатели были очень холодно встречены; склонность к написанию фантастических книг — в то время большинство книг писалось для возведения величественно советского союза.

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1982) — за сценарий многосерийного художественного фильма «Приключения Электроника» (1979) (Премия за произведения литературы и искусства для детей)
  • орден Дружбы народов
  • орден «Знак Почёта»

Библиография

Цикл произведений «Приключения Электроника и его друзей»:
1964 – Электроник – мальчик из чемодана
1970 – Рэсси – неуловимый друг
1975 – Победитель невозможного
1986 – Приключение Электроника
1988 – Новые приключения ЭлектроникаРоманы:
1975 – Ноктюрн пустоты.Телерепортаж Джона Бари, спецкораПовести и рассказы:1960 – Приключения на дне моря
1962 – Тяпа, Борька и ракета (в соавторстве с М. П. Барановой)
1964 – Электроник-мальчик из чемодана
1967 – Глоток солнца
1969 – Железный рыцарь на Луне
1970 – Гум-Гам
1971 – Рэсси-неуловимый друг
1973 – Излучать свет (в соавторстве с М. П. Барановой)
1975 – Победитель невозможного
1976 – Богатыри
1976 – Миллион и один день каникул
1983 – Прасковья
1985 – Планета детей
1988 – Золотые весла времени, или Уйди-уйди
1988 – Новые приключения ЭлектроникаСказки:
1984 – Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников

Художники – иллюстраторы

Мы уже рассказывали вам о художнике – легенде книжной иллюстрации Евгении Мигунове. Его считают лучшим иллюстратором советской фантастики. Стиль его рисунка узнаваем и динамичен.

  

Интересны иллюстрации созданные художником С. Калачёвым. Его рисунки дышат самим детством. Карандашные иллюстрации, которые, кажется, нарисованы моментально, настолько они простые, и вместе с тем немногим удаётся одним движением карандаша создать сюжет, образ, композицию, да ещё вложить в это настроение праздника, счастья.
У художника узнаваемый почерк. Его линии артистичны, рисунки похожи на стремительные наброски. Но даже без глубокой проработки деталей ему удавалось создать образ буквально росчерком пера, карандаша.
Ссылка:http://booksplim.ru/hudozhnik/kalachev-spartak-vladimirovich.html

Экранизация

Истории про удивительного робота и обычного мальчика по имени Серёжа Сыроежкин, стала одной из самых удачных фантастических кинокартин в Советском Союзе.
В качестве сценариста был приглашён сам Евгений Велтистов.
Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина». А спустя месяц, 2 мая 1980 года, фильм вышел в телеэфир на просторы нашей некогда бесконечно огромной страны.
Спустя много лет создатели фильма «Приключения Электроника» получают благодарные письма со всего мира. А искусствоведы, разгадывая загадку популярности Электроника, защитили, аж, 12 диссертаций!
Постарайтесь и вы, друзья, разгадать секрет успеха фильма после его просмотра.

https://www.youtube.com/watch?v=M2R2APCFCYg

Новая версия для экранизации

Но первая книга про Электроника нашла своего читателя, и спустя семь лет Велтистов написал продолжение под названием «Рэсси — неуловимый друг».

И все-таки легенда родилась тогда, когда за постановку по книгам писателя взялся режиссер Константин Бромберг. Он никогда прежде не работал в жанре кинофантастики, но нащупал ключевые решения. Первое и главное заключалось в том, что автором сценария стал сам Велтистов, сумевший талантливо переписать для кино весь сюжет. Действие было перенесено в современность, и каждый советский школьник мог, что называется, почувствовать себя участником приключений. Во-вторых, многих ключевых героев заметно омолодили. Так, Урри, в книге бандит со стажем, превратился в молодого незадачливого гангстера, вызывающего симпатию и сочувствие. Электроник, ищущий человечности, превратился в супергероя, способного убегать со скоростью 300 км в час и сокрушать противников прикосновениями. Садист и маньяк из книги, руководивший зарубежными преступниками, усилиями Велтистова и актера Владимира Басова стал пусть и негодяем, но куда более респектабельным и утонченным.

Пройдут годы, и «Приключения Электроника» в шутку назовут «Детством Терминатора». И действительно, с Терминатором из второй части у Электроника есть кое-что общее — и тот и другой в схватках со злодеями избегают причинения смерти.


Отдых по-советски. Лучшие киноленты о летних каникулах
Подробнее

Мир роботов

В 1950 г. был опубликован сборник научно-популярных рассказов Айзека Азимова «Я, робот», в котором писатель впервые сформулировал три закона робототехники, то есть этические правила существования роботов: не причинять вред человеку, повиноваться приказам человека и заботиться о своей безопасности. Литературоведы отмечают, что именно в 1950-е-1960-е слегка уходит на второй план страх перед роботами, порождённый в том числе взрывом атомной бомбы (стало понятно, что прогресс несёт не только благо, но и всё более совершенные средства уничтожения). Всё чаще в литературе стали появляться образы роботов-помощников, которые сосуществуют с людьми. На этом фоне закономерным стало появление книг об искусственном мальчике, который сбегает от своего создателя и оказывается в обычной (хотя на самом деле, совсем необычной) школе.
Автор книг об Электронике и Сыроежкине Евгений Велтистов был по образованию журналистом и немало работал по специальности. Родившийся в 1934 г., он сформировался в 1960-е и, по сути, был настоящим романтиком, верившим в силу прогресса. В одном из интервью он говорил: «Самым большим вызовом было найти баланс между научной достоверностью и фантастикой, чтобы сделать историю интересной и понятной для читателей всех возрастов. Мне хотелось создать мир, который был бы одновременно захватывающим и реалистичным, мир, в котором научные открытия и изобретения служат для улучшения жизни людей. Я стремился показать, что наука — это не только сложные формулы и эксперименты, но и возможность сделать наш мир лучше, ярче, добрее».


Евгений Велтистов. (Wikimedia.Commons)

Велтистов писал научно-популярные книги по истории науки и техники, как журналист немало общался с представителями этого мира, а в какой-то момент познакомился с Исааком Танатаром, учителем математики легендарной Второй школы (отсюда у героя Евгения Вестника в фильме об Электронике прозвище Таратар). По воспоминаниям учеников, это был учитель, который одинаково трепетно относился и к математике, и к своим ученикам. Велтистов заинтересовался и темой школ, в частности специальных математических. В итоге в его повестях воплотились все популярные идеи 1960-х-1970-х: диалог физиков и лириков, формирование особой атмосферы в математической школе, где учатся одарённые дети, прогресс и что он несёт человечеству. Ведь действие книг происходит в будущем.
Всего было написано четыре книги о мальчике-роботе: «Электроник — мальчик из чемодана. Повесть-фантазия» (1964), «Рэсси — неуловимый друг» (1970−1971), «Победитель невозможного» (1975), «Новые приключения Электроника» (1984, переработка — 1988). По первым двум решил снять фильм режиссёр Константин Бромберг, который больше работал как документалист и режиссёр телевидения. К 1979 г. он снял одну короткометражку и два полнометражных фильма, послужной список не самый большой.
В качестве сценариста Бромберг пригласил самого Велтистова, так что все расхождения книги и фильма, что называется, авторские. А несовпадений немало, в фильме сохранена лишь общая сюжетная канва. Профессор Громов делает мальчика-робота Электроника, придавая ему внешность школьника Сергея Сыроежкина, фото которого он увидел в журнале. Робот сбегает от своего создателя и случайно встречает Сергея. Мальчик пользуется ситуацией, и вот уже Электроник ходит в школу под именем Сыроежкина и поражает всех успехами. Он надеется, что таким образом станет человеком. Параллельно за роботом охотятся бандиты, которые хотят похитить Электроника и использовать его как универсальную отмычку. Надо ли говорить, что в финале зло наказано, а Электроник проявляет настоящие человеческие эмоции.


Константин Бромберг на съёмках фильма об Электронике. (film.ru)

Восстание машины

Нет, конечно, на самом деле никакого побега 2 мая не произошло. Но миллионы советских телезрителей буквально провалились во вселенную приключений школьника Сергея Сыроежкина и робота по имени Электроник.

Статья по теме

Сыроежкин не хулиган. Что из книг про Электроника не вошло в фильм

Советское ТВ разнообразием каналов не радовало — на большей части страны была возможность принимать одну и ту же программу. Так вот, только за премьерный 1980 год «Приключения Электроника» показали «по многочисленным просьбам» зрителей трижды! А затем практически ни одни школьные каникулы не обходились без демонстрации любимого фильма.

В чем же секрет успеха?

Начиная с 1950-х годов в СССР стала очень популярна научная фантастика. Произведения братьев Стругацких, Ивана Ефремова и других популярных писателей буквально отрывали с руками. А вот в кино с этим жанром было гораздо сложнее. Оглушительный успех «Москвы — Кассиопеи» и «Отроков во Вселенной» не породил волну аналогичных проектов. Как ни странно, но стране, первой покорившей просторы Вселенной, оказалось гораздо сложнее эффектно показать это на экране.

История Электроника не космическая, что, естественно, упростило задачу съемочной группы. Хотя родился Электроник на полтора десятилетия раньше.

«Глоток солнца»

Иллюстрация к повести «Глоток солнца»

«15 мая 2066 года на глазах у ста тысяч зрителей спортивный гравилет «С-317» с гонщиком Григорием Сингаевским вошел в шарообразное серебристое облако, возникшее на его пути, и больше не появился».

В этом романе, отнесенным в любимое Велтистовым будущее глазами шестидесятников, он создает что-то вроде Мира Полдня. Люди придумали дороги-эскалаторы, но по-прежнему предпочитают ходить своими ногами или же бегать, аппарат-визуализатор заменяет и кино, и телевидение, а человечество активно исследует еще не обжитые планеты и ищет способ обрести бессмертие. На фоне этих событий земляне входят в контакт с пришельцами: получится ли у них найти общий язык? А к чему могут привести бесконтрольные опыты над человеческой природой, пусть и с какой угодно благой целью? Пожалуй, над этими вопросами человечество будет биться еще не одно столетие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: