Великий мыслитель спиноза

Бенедикт спиноза

Частые вопросы

Чем известен Бенедикт Спиноза?

Бенеди́кт (Бару́х) Спино́за (порт. Baruj Espinosa, лат. Benedictus de Spinoza) (24 ноября 1632, Амстердам — 21 февраля 1677, Гаага) — голландский философ-рационалист еврейского происхождения, один из видных представителей философии Нового времени, который внёс огромный вклад в философию, этику и социальную философию.

Что утверждал Спиноза?

Спиноза утверждал абсолютный монизм, для него весь мир — это проявление единственной субстанции — Бога. Также он придерживался пантеизма, согласно которому, Бог и Природа — одна и та же субстанция в разных аспектах (порождающая и порожденная природа).

Что сказал Спиноза?

Когда остаешься один, нужно точно знать, с кем ты остаешься. Свобода — осознанная необходимость. Понимание — начало согласия. Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Что такое Бог Спинозы?

Бог — единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих его сущность. Такая трактовка сближает отношение Бога-субстанции к атрибутам с отношением трансцендентного божества (см. Эн-соф) к его эманациям (см. Сфирот) в каббале.

Философия Бенедикта Спинозы

В основном своем произведении «Этика», Спиноза выстроил метафизику, аналогично с логикой, что предполагало:

  1. задание алфавита;
  2. формулировка логических законов, или аксиом;
  3. вывод всех остальных положений через логические выводы.

Такой последовательностью обеспечивается истинность выводов в ситуации истинности аксиом.

Для Спинозы цель метафизики – достичь душевное равновесие, довольство и радость. Он считал, что эту цель можно достичь только посредством познания человеком собственной природы и собственного места во вселенной. Для этого требуется познавать природу самой реальности. Поэтому Спиноза исследовал бытие как таковое, он определял бытие в качестве некой бесконечной субстанции, которая является причиной самой себя.

Определение 2

Субстанция – это нечто, существующее само по себе и представляемое через себя. Субстанция только одна, то есть она и есть все, что существует. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, она неделима, так как делимость – это видимость конечных вещей.

Остальные основные положения его концепции определялись следующим образом:

  • Атрибут – это составляющая сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Известно лишь два атрибута – протяжение и мышление, хотя их может быть бесконечно много. Атрибуты независимы, то есть не могут оказывать никакого внимания друг на друга.
  • Протяженность – определяющий признак тела, именно к нему сводятся любые физические характеристики вещей.
  • Мышление – бесконечная вещь, которая служит причиной всего содержания и процессов сознания.
  • Причинность – это то, что принято называть божьей волей, так как она вечна и неизменна. У всего должно быть причинное объяснение. Единичные вещи, при воздействии друг на друга, связаны жесткой целью взаимной причинной обусловленности, и в такой цепи нельзя допускать никаких разрывов.

Замечание 1

Вся природа – это бесконечный ряд причин и следствий, совокупность которых – однозначная необходимость. Представление о случайностях возникает только из-за того, что люди рассматривают ту или иную вещь изолированно, без связи с другими вещами.

Спиноза понимал под аффектами такие состояния тела и идеи этих состояний, которые позволяли увеличивать или уменьшать человеческую активность. Он выделял три типа аффектов:

  • удовольствие;
  • неудовольствие;
  • желание.

Помимо пассивных природных страстей Спинозой были выделены аффекты удовольствия и желания, которые связаны с активным состоянием человеческой души, ей стремлением познавать истинные и адекватные идеи. Так как ограничение способности души мыслить и познавать вызывает неудовольствие, познание же в качестве проявления активности души связывают исключительно с аффектами желания и удовольствия. Человек, в соответствии с учением Спинозы, подвержен аффектам, так как он является частью природы. Он не способен подчиниться порядкам и законам природы, но он бессилен перед ними. Естественные желания – форма рабства. Любое действие человека не может считаться свободным, так как оно подчиняется силам вне человека. Рассудок и интуиция направляют человеческие намерения на любовь к Богу.

Спиноза был известен как философ барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. В философских взглядах Спинозы сочетаются картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами стоицизма Античности, еврейского рационализма Средневековья, а также идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние трудов Спинозы распространяется далеко за пределы философии. Гёте ставил Спинозу в один ряд с Карлом Линнеем и Уильямом Шекспиром, называя его одной из личностей, которые оказали сильнейшее воздействие на его жизнь и творчество. Сильно повлиял Спиноза на мировоззрение Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в полемике с Нильсом Бором обращался к авторитету «старика Спинозы», а за год до собственной смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы. Ирвин Ялом – американский психиатр – в своей книге «Проблема Спинозы» описывал вымышленную историю жизни, основой которой служили реальная биографические факты Спинозы.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

Философия Спинозы

Я постоянно старался не высмеивать человеческие поступки, не огорчать их и не проклинать, а понимать их. Бенедикт Спиноза

Тяжелый жизненный путь — это, наверное, та цена, которую платят все великие люди за дарованный им талант. Однако их учения критикуют, их самих преследуют, часто в тяжелых материальных условиях, а их произведения запрещают. В этом отношении Барух (Бенедикт) Спиноза не был счастливым исключением. В его жизни было все: отлучение от церкви раввинами, преследования инквизиции и запрещенные произведения.

Родившись в семье маранов (мараны — евреи, ставшие жертвами насильственного крещения в Португалии, и их потомки, тайно сохранившие верность иудаизму), которые вернулись к иудаизму после переезда в Нидерланды, Барух стал учеником Амстердамской общинной школы, известной во всем еврейском мире. Поскольку жизнь философа изучена недостаточно хорошо, существует два мнения о том, кто был ключевой фигурой в его биографии, которая так сильно повлияла на его мировоззрение и сформировала его критическое отношение к религии.

Традиционно считается, что критические взгляды Спинозы возникли под влиянием бывшего иезуита Ван ден Эндена, у которого Барух изучал латынь. Однако многие ученые XIX и XX веков склонны считать, что главным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные взгляды, существовавшие в еврейской общине Амстердама. Эти взгляды обычно приписывают имени Уриэля Акосты

Так или иначе, в начале 1656 года еретические взгляды Спинозы привлекли внимание членов еврейской общины. Спиноза подверг сомнению то, что для верующего еврея было священным и неприкосновенным. Например, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком, что закон Моисея имеет приоритет над «естественным законом»

Например, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком, что закон Моисея имеет приоритет над «естественным законом».

Спинозу также обвиняли в том, что он отвергал Моисеев закон и бессмертие души, а также считал, что Бог существует только в философском смысле.

Отказавшись отречься от своих взглядов, он был отлучен раввинами 27 июля 1656 года, и на него был наложен херем: всем членам еврейской общины было запрещено любое общение со Спинозой. Современники сообщают, что ненависть еврейской общины к Спинозе была настолько сильна, что предпринимались даже попытки убить его.

В 1663 году Спиноза занялся разработкой своей философской системы, написав «Принципы философии Декарта» (единственное произведение Спинозы, которое не было опубликовано анонимно), в котором он критиковал философию Декарта, оказавшую столь большое влияние на мировоззрение самого Спинозы. Хотя философы разошлись во мнениях по некоторым основным вопросам философии, ученые отмечают, что Спиноза позаимствовал у Декарта модель построения философской системы на основе положений математики.

Спиноза завершил свою главную работу, «Этику», в которой он анализировал различные аффекты, в 1674 году, но предпринял неудачную попытку опубликовать ее, когда протестантские богословы обвинили его в отрицании существования Бога. Ведь в «Этике» Спиноза отождествляет Бога с вечной и бесконечной природой, в представлении Спинозы Бог не обладает свойствами личности, поэтому человек не может ожидать, что Бог полюбит его в ответ — такая концепция противоречит христианскому учению о Боге. И Спиноза рассматривает Бога в терминах своего учения об аффектах: познание Бога связано с аффектом радости, любви к вечному философскому Богу.

Этика

Спиноза работал над своей этикой в течение 12 лет. Эта научная работа была призвана прояснить понятие добродетели и ее составные части. Голландский философ понимал добродетель как высшее благо.

В своей обычной манере философ хотел создать цепь неопровержимых суждений с помощью математики. Его предметом были Бог, материальный мир и человеческий разум. Следовательно, его работа состояла из ряда теорем, логически вытекающих друг из друга.

Основой этики является мораль. Философ отрицал понятие воли и заменил его разумом. Не существует добра и зла, есть только разные степени добра и зла. Мораль основана на знании, добро может быть достигнуто только с помощью разума. Высшая добродетель — это интеллектуальная любовь к Богу. Человек должен познать себя, чтобы обрести правильную любовь к Богу, к природе и к истинной свободе.

Голландский мыслитель потратил столько лет на работу над своей «Этикой», потому что хотел создать философскую работу, которая напоминала бы математическую аксиому и доказательства которой вытекали бы из логики. Развивая теории своих предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь к познанию истины.

Ранние Годы

Он был рожден в Амстердаме в 1632 году, в буржуазной португальской общине. Его родители, еврейские эмигранты, происходили из семьи богатых купцов. Бенджамин был самым младшим из шести детей.

С юных лет Спиноза продемонстрировал не только незаурядные интеллектуальные способности, но и ярко выраженное свободомыслие. Уже в подростковом возрасте его мировоззрение существенно отличалось от традиционного еврейского учения, что привело к его изгнанию из общины в 1656 году.

Несмотря на столь ранний разрыв с родным сообществом, Бенджамин не ожесточился и посвятил свою дальнейшую жизнь поиску истины и постижению основополагающих законов мироздания.

Рождение и происхождение

Бенедикт Спиноза появился на свет 24 ноября 1632 года в Амстердаме, в семье состоятельного еврейского торговца. Его родители, португальские иммигранты, бежали в Нидерланды от преследований со стороны инквизиции.

Родословная Спинозы была весьма примечательной. Его отец, Мигель (Микаэль), происходил из старинной португальской еврейской семьи и был торговцем шелком. Мать, Ана Хиль-де-Флорес, была дочерью хирурга и, как считают некоторые историки, родом из Испании.

Спиноза получил традиционное еврейское образование в иешиве в Амстердаме. Он изучал Талмуд, раввинистическую литературу и еврейскую историю. Валерий Афанасьев отмечает, что ранние годы будущего философа были пронизаны глубокой приверженностью еврейской религии и культуре.

Детство и образование

Бенедикт Спиноза родился в семье португальских евреев 24 ноября 1632 года в Амстердаме.

В юности он изучал иудаизм, но позже отошел от ортодоксальных взглядов.

Летом 1654 года Спиноза покинул еврейский квартал и поселился в доме на улице Брестраат, находящейся за городскими стенами.

Здесь он познакомился с представителями различных интеллектуальных течений

В 1660-х годах он опубликовал свои первые философские сочинения, которые вызвали бурные споры.

В 1663 году был отлучен от синагоги, но продолжил заниматься философией, наукой и оптикой.

На его мировоззрение повлияли учение Декарта, идеи Джордано Бруно и Томаса Гоббса.

Спиноза стремился к всестороннему изучению мира, полагая, что только знание может освободить человека от страданий.

Религиозные взгляды

Религиозные убеждения Спинозы были сложными и оригинальными. Он отвергал антропоморфное представление о Боге, считая его безличным и имманентным в природе.

Спиноза утверждал, что Бог – это неотъемлемая субстанция, из которой все вещи возникают и в которую они возвращаются. Он был пантеистом, признавая единство Бога и природы. Однако его пантеизм был рационалистическим и не зависел от мистических переживаний.

Спиноза считал, что все религии основаны на страхе и суевериях. Он критиковал верования в чудеса и божественное откровение, утверждая, что все события в мире управляются неизменными природными законами.

Спиноза также отвергал идею личного бессмертия. По его мнению, индивидуальное сознание перестает существовать после смерти тела. Он считал, что вечной является только субстанция, а не отдельные вещи или личности.

Философские Доктрины

В философской мысли Бенедикта Спинозы причудливо переплелись идеи рационализма и материализма. Его доктрины стали отправной точкой для развития последующих философских школ, оказав значительное влияние на развитие европейской философии.

Протяжение – это атрибут, который проявляется в материальных объектах и их движении. Мышление – это атрибут, который проявляется в сознании и интеллекте. Спиноза считал, что протяжение и мышление – это всего лишь две стороны одной и той же субстанции, которые не могут существовать независимо друг от друга.

Спиноза утверждал, что все события в мире происходят по необходимости. Он считал, что существует только одна причина, и это сама субстанция. Следовательно, все события, как хорошие, так и плохие, происходят в соответствии с законами природы и не могут быть изменены.

Несмотря на свой детерминизм, Спиноза не верил в фатализм. Он утверждал, что люди могут достичь некоторой степени свободы, понимая законы природы и действуя в соответствии с ними.

Спиноза был также глубоко заинтересован в этике. Он считал, что высшая цель жизни – это достижение блаженства. Блаженство, по мнению Спинозы, достигается путем развития разума и добродетели. Он считал, что добродетель – это неотъемлемая часть жизни, а не что-то, что должно быть достигнуто через внешние награды или наказания.

Этические учения Спинозы оказали значительное влияние на развитие современной этики. Он был одним из первых философов, утверждавших, что мораль основана на разуме, а не на вере или традиции. Его идеи о добродетели и блаженстве по-прежнему считаются важными в современной философии.

Субстанция и ее атрибуты

В философии Бенедикта Спинозы центральное место занимает понятие субстанции. То, что содержит в себе основу бытия. Далее – то, что порождает все многообразие мира и не зависит в своем существовании от чего-либо иного.

У субстанции есть два атрибута. Это протяжение и мышление. Они принципиально неотделимы друг от друга. Хотя эта концепция получила название параллелизма. Каждая из них представляет отдельную сторону субстанции, которая проявляется в определенном ракурсе.

Атрибут протяженности есть количественная характеристика вещей. Он описывает их форму, положение в пространстве и перемещения. Атрибут мышления – это их качественная характеристика. Он описывает их мысли, чувства, ощущения, словом, внутренний мир.

Все вещи в мире представляют собой модификации этих атрибутов. Их внешним выражением являются тела, а внутренним – идеи. Каждое тело соответствует определенной идее. И наоборот, каждая идея соответствует определенному телу.

Субстанция, ее атрибуты и модусы образуют единую, вечную и неизменную систему мироздания. В этой системе все вещи находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Изменение одной вещи влечет за собой изменение всех остальных.

Монизм и пантеизм

В основе философии Спинозы лежит идея монизма – убеждения в том, что существует только одна субстанция, из которой происходят все вещи.

Он полагал, что есть только один Бог, вечный, неизменный и всемогущий, и что эта Божественная субстанция есть и природа, и все сущее.

Согласно Спинозе, все вещи в мире являются лишь проявлениями этой Божественной субстанции или атрибутами Бога.

Бог, по мнению Спинозы, не является трансцендентным Создателем, отделенным от своего творения, а скорее имманентен миру, будучи его неотъемлемой частью.

Философия Спинозы известна своей детерминированностью, поскольку он верил, что все события в мире происходят в соответствии с непреложными законами, установленными Богом.

В его этической системе Дмитрий шевченко, гуманист и философ, подробно исследовал вопрос поиска смысла жизни в сложном и предсказуемом мире.

Этика и теория аффектов

Страсти – это сильные аффекты, которые могут овладеть нами и привести к потере контроля над нашим поведением. Чтобы избежать этого, Спиноза рекомендовал использовать разум для управления страстями и понимания их причин.Он считал, что если мы сможем осознать, что аффекты вызваны внешними причинами, а не нашими собственными желаниями, то мы сможем лучше ими управлять и достичь большей свободы.Этика Спинозы – это не только набор правил, но и путь к самопознанию и освобождению от оков страстей. Его идеи оказали глубокое влияние на последующих философов и до сих пор остаются актуальными для понимания человеческой природы и достижения счастья.

Жизнь с философией и рядом с ней

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Фантомный философ

Спиноза сделал все, чтобы круг его читателей был максимально узким. Его неудобочитаемые конструкции были понятны только специалистам. После его смерти Спинозу надолго забыли, неожиданно вспомнив лишь в конце XIX века. Идеей мыслящей материи заинтересовались эволюционисты и неортодоксальные физики. Мир стоял на пороге открытия релятивистского принципа и квантовой теории в физике. Волна и частица оказались различными свойствами единой материальной субстанции. Это не значит, что Спинозу стали читать больше, но его имя было у всех на слуху. Знаменитый Остап Бендер назвал трех философов в разговоре с Шурой Балагановым, и один из них – Спиноза.

В Голландии в честь Спинозы названа престижная научная премия, а в Гааге и Амстердаме поставлены ему памятники. Его творчество исследуется и комментируется; ему посвящают свои труды современные мыслители. В современной фантастической литературе его идея о мыслящей материи неожиданно нашла свое воплощение в повести Станислава Лема «Солярис». Возможно, будущие поколения научатся понимать Бенедикта Спинозу лучше, чем мы, увидев в себе мыслящий океан, самодостаточный и бесконечный.

Учение о субстанции

Философствование Спинозы гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина. Тема субстанции — главная в работах философа. По его мнению, субстанция уподобляется Богу.

Субстанция формируется атрибутами. Их существует бесконечное количество, но человек способен выявить два. Первым атрибутом становится протяженность. Это телесная субстанция, непризнание пустоты. Второй – мышление. Это определяется человеческим сознанием, включая разум. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Тот не является конкретной личностью и далек от христианской трактовки. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая. Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют.

Субстанцию невозможно определить или измерить, но она реальна и совершенна. Она состоит из множества атрибутов, каждый из которых выражает бытие. Вселенная – не создана, а создается. В своих работах Спиноза заменил сотворение мира на его вечное бытие.

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так. Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной. В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти». Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. Хуан де Прадо и, возможно, другие марраны — современники Спинозы — уже говорили о единстве Бога и природы. Подобное говорил и Джордано Бруно. Но никто раньше не пытался детально разобраться в идеях такого рода или объяснить их последствия для человека

Сноски

  1. Соколов В. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Спиноза // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
  3. , с. 169.
  4. Абоаб-да-Фонсека, Исаак бен-Давид // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  5. Эмиль Эдмон Сессе, Еврейская философия, Одесса, издание книжного магазина Шермана, 1898 перевод с французского Бернштейн стр. 42
  6. ↑ Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С. 13—21
  7. Гедалия Спинадель. . Иудаизм и евреи. «Толдот Йешурун». Дата обращения: 13 мая 2016.
  8. ↑ , с. 158.
  9. Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957
  10. — статья из Стэнфордской философской энциклопедии
  11. . Дата обращения: 24 мая 2011.
  12. Под редакцией Ф. В. Константинова. Вахтер // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. — 1960—1970. // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  13. «Богословско-политический трактат», гл. IX
  14. Философско-религиозная проблематика в эпистолярном наследии П. И. Чайковского // Жизнь религии в музыке : Сборник статей. — СПб.: Северная звезда, 2012. — № 5. — С. 40—61. — ISBN 978-5-9050-4218-8.

Детство и юность

Барух де Эспиноза родился 24 ноября 1632 г. в Амстердаме в семье евреев-сефардов. Его предки эмигрировали в Голландию из Португалии, спасаясь от насаждающей христианство инквизиции. Латинизированное имя Бенедикт, что означает то же, что и Барух — «благословенный», он принял, будучи уже взрослым человеком. Фамилия же указывает на то, что происхождение семьи связано с городом Эспиноза, расположенным в северо-западной части Испании.

Барух был вторым сыном Мигеля (Микаэля) де Эспинозы, успешного торговца фруктами. В семье было еще четверо детей: старшие Исаак и Ревекка, и младшие Мириам и Габриэль (Абрахам). Исаак помогал отцу в семейном бизнесе. К несчастью, Ангел смерти довольно часто навещал это семейство. За свою жизнь Мигель похоронил трех своих жен, четверо его детей умерли. Барух родился от второй жены Мигеля, Ханны Деборы. Она скончалась от туберкулеза, когда мальчику было 6 лет.

Барух получил традиционное еврейское воспитание. Мальчик посещал иешиву «Кетер-Тора», где изучал Тору и иврит. Школу возглавлял рабби Саул Леви Мортейра, он же преподавал Талмуд, еврейское богословие и философию. В то же время Барух начал заниматься латинским и греческим языками. Юноша славился логикой, имел независимый склад ума и любил задавать неудобные вопросы своим учителям. Ему было тесно внутри ортодоксальной иудейской догматики, и он был против буквального толкования Торы. Важнейшие религиозные истины о телесной природе Бога и существовании ангелов подвергались сомнению. Это вызывало раздражение у преподавательского состава и иудейской религиозной общины Амстердама.

В возрасте 17 лет Барух оставил занятия. Умер его единокровный брат Исаак, и юноша должен был помочь отцу в торговле.

Предполагаемый портрет Спинозы работы Баренда Граата, 1666 год

Детство и ранние годы

Барух (Бенедикт) де Спиноза, второй сын Мигеля де Эспинозы и Аны Деборы, появился на свет в Амстердаме. Его отец был португальским евреем, торговавшим овечьей шерстью, чье купеческое дело процветало. Мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет.

Юный Спиноза преуспевает в изучении языков: португальского, еврейского, испанского, голландского, французского и латинского. Начальное образование Спиноза, воспитанный в лучших еврейских традициях, получает в иешиве, усердно изучая каноны Корон Торы.

Мальчик учился как у учителей – сторонников традиционных взглядов, так и у прогрессивно мыслящих педагогов, а потому имел многогранное мышление. В школе Спиноза блистал талантами, имея все необходимые достоинства, чтобы в будущем стать раввином. Однако преждевременная, трагическая смерть старшего брата в 1650 г. вынуждает его оставить обучение и заняться семейным делом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: