Личная жизнь
Успешной работе конструктора способствовали надежный тыл и счастье в личной жизни. С будущей супругой Юлией Желтяковой Туполев познакомился, работая медбратом в госпитале во время Первой мировой войны. В честь жены Андрей Николаевич впоследствии назвал дочь, ставшую его персональным врачом, и внучку.
Зарегистрировав в загсе брак с симпатичной медсестрой, Туполев поселился в квартире тещи. Мать Юлии, дворянка по происхождению, вначале настороженно отнеслась к выбору дочери, но, после того как зять наладил горячее водоснабжение и соорудил бездымную печь, изменила отношение к Андрею.
Жена стала Туполеву надежной помощницей, переводчицей и нештатным дизайнером салонов туполевских самолетов Ту-70 и Ту-104, руководила подбором светильников и ткани для обивки сидений. В зрелые годы Юлия Николаевна сопровождала мужа в заграничных поездках.
Туполев общался с министром обороны Дмитрием Устиновым, министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и автором слов советского гимна Сергеем Михалковым, благодаря дружбе с которым внуки конструктора читали книги со стихами про Дядю Степу с автографами писателя. Среди увлечений Андрея Николаевича были садоводство и охота на перепелок. В детстве внуки Туполева играли с деревянными игрушками, которые дед мастерил в часы досуга специально для них.
Потомки авиастроителя продолжили его династию. Сын Алексей с 17 лет работал в КБ отца в качестве конструктора и разработал хвостовую деревянную законцовку фюзеляжа для Ту-2, а в последние годы существования Советского Союза руководил кафедрой аэродинамики летательных аппаратов в Московском авиационном институте и создал первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1995 году Алексей Андреевич участвовал в блоке «Тихонов – Туполев – Тихонов» на выборах в Государственную думу.
Внук Андрея Николаевича, названный в честь деда, сейчас возглавляет Центр маркетинговых исследований ОАО «Туполев». Авиаконструктором был и зять Туполева Владимир Вуль.
Реактивная эра
Ту-2
С наибольшей силой зазвучало имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Созданный на базе военного бомбардировщика Ту-16 первенец советской реактивной гражданской авиации лайнер Ту-104 стал известен всему миру. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолетов: Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-95 и Ту-22.
Но именно в хрущевские и брежневские времена наиболее ярко проявились отрицательные человеческие черты этого конструктора: спесь, нигилизм, отрицание всех авторитетов, безнаказанность за свои поступки и многое другое.
А. Н. Туполев на фоне Ту-144
Туполев постоянно ругался матом, несмотря на свое дворянское происхождение. Он мог послать любого человека, несмотря на ранг, куда угодно и на что угодно. Андрей Николаевич перестал терпеть конкурентов и постоянно ставил им палки в колеса.
Особенно доставалось, как это было ни удивительно, его ученикам, также ставшим знаменитыми конструкторами, в частности В. М. Мясищеву и П. О. Сухому. Туполев действовал как известный гоголевский персонаж Тарас Бульба: «Сынку, я тебя породил…. Я тебя и убью!»
Именно с подачи А. Н. Туполева в 1946 году ОКБ-482 В. М. Мясищева было расформировано с идиотской мотивировкой: «по экономическим соображениям». Именно благодаря Туполеву талантливый конструктор Мясищев оказался не у дел.
Т-4
Именно Туполев выступал против возможности создания мясищевского межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4. И только сам И. В. Сталин не дал угробить этот проект, сказав Туполеву: «Странно. А вот другой наш конструктор (Мясищев) докладывает, что это возможно, и берется решить задачу…» И Мясищев, вопреки противостоянию Туполева, эту задачу решил. Первый опытный самолет М-4 с двигателем АМ-3 имел дальность полета 9050 км на скорости 800 км/час.
Туполев сделал все возможное, чтобы уникальный бомбардировщик Т-4 конструктора Сухого не получил Казанский авиазавод для сборки установочной партии этого самолета. Дело в том, что в Казани на этом заводе серийно выпускали туполевский Ту-22, и Туполев не хотел его терять. И не потерял. А Т-4 серийно так и не строили.
М-4
Последним самолетом, который сконструировал и довел до постройки Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, ставший лебединой песней конструктора.
Первые самолеты
Спустя добрые два года ЦАГИ приступил к разработке первого самолета — Туполева АНТ-1, о строительстве которого Туполев сделал первые заметки еще в 1911 году. Он имел в виду легкий спортивный самолет, но прототип в основном использовался для испытаний алюминия, относительно нового материала в авиастроении. Первый полет состоялся 20 октября 1923 года.
Самолет был сделан примерно на 60% из алюминия. Остальное представляло собой фюзеляж с деревянным каркасом с тканевой обшивкой, алюминий использовался для крыльев, нервюр оперения и для обшивки передней и верхней части фюзеляжа.
Только его преемник, Туполев АНТ-2, был полностью сделан из алюминия и считается одним из первых в мире настоящих самолетов из алюминия. Хотя он не производился серийно из-за общей нехватки алюминия и двигателей в СССР, он стал важной вехой в использовании новых материалов в советском авиастроении. Машина существует до сих пор и ее можно увидеть в Музее ВВС России в Монино
Почётные звания и награды
полный список
- Трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
- Герой Труда (1926).
- Восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
- орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
- орден Суворова II степени (19.08.1944)
- орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
- два ордена Трудового Красного Знамени (13.12.1926; 22.12.1933)
- орден Красной Звезды (17.08.1933)
- орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
- медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
- другие медали
- орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР (08.08.1947)
- Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
- Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
- Сталинская премия первой степени (1949) — за создание самолёта (Ту-4) и внедрение этого самолёта в серийное производство
- Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
- Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
- премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
- Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
- премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
- Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
- Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
- Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
Детство и юность
Автор афоризма «Летают только красивые самолеты» появился на свет осенью 1888 года в ныне несуществующем селе Пустомазово Тверской губернии. Андрей — шестой из семи детей провинциального нотариуса, разночинца из казаков Николая Ивановича Туполева, вынужденного, чтобы свести концы с концами, заниматься сельским хозяйством, и дворянки Анны Васильевны Лисицыной.
Когда родился Андрей, отцу было 46 лет, а матери — 38. У мальчика были старшие братья Сережа и Коля, а также сестры Наташа, Таня, Вера и Маша. Отец не позволял членам семьи бездельничать. По воспоминаниям авиаконструктора, в детстве он прошел за плугом расстояние между двумя российскими столицами, овладел столярным мастерством и навыками обработки металла.
Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В среднем учебном заведении родители не смогли оплатить экскурсию по городам российской империи, в которую предлагалось поехать ученикам. Тогда Андрей предложил директору гимназии купить сделанные им деревянные модели корабликов. Руководитель учебного заведения выбил финансирование поездки гимназиста Туполева из фондов Общества любителей естествознания.
В техническом училище, которое носит сейчас имя революционера Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат — построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово.
В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только по причине смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет.
Память
Памятники
Внешние изображения |
---|
- В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
- Установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне —— территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области.
- Имя Туполева также было присвоено Устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
- Панно на торцевой стене многоэтажного жилого дома в микрорайоне Авиационный по проспекту Академика Туполева, 20.
- Памятный знак и мемориальная доска А. Н. Туполеву в честь его 120-летия на п-те Туполева в Ульяновске (2008).Панно в микрорайоне Авиационный
Названы именем Туполева
Топонимы:
Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме.
- В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).
- Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
- В 2018 году Московскому аэропорту «Внуково» присвоено имя А. Н. Туполева.
В филателии
Учёному и авиаконструктору посвящён ряд почтовых марок СССР. В частности, марка с его портретом, выпущенная в 1988 году в ознаменование 100-летия со дня его рождения ( (ЦФА № 5994))
и почтовый блок 1969 года с изображением сверхзвукового пассажирского самолёта Туполева «Ту-144» ( (ЦФА № 3835)).
Авиаконструирование
Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево и тяжелое железо.
Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева — самолете АНТ-25 — Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный Полюс – Соединенные Штаты Америки.
Однако летчик Сигизмунд Леваневский в 1935 году не смог на самолете этой же серии выполнить заранее разрекламированный перелет Москва – Сан-Франциско и в присутствии Иосифа Сталина обвинил Туполева в сознательном вредительстве. Также потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»).
В 1937 году Андрея Николаевича и его жену арестовали. Первый год заключения был самым тяжелым. Конструктора не били, но изнуряли многочасовым стоянием. Помимо вредительства, Туполеву инкриминировали многолетнее сотрудничество с французской разведкой и руководство антисоветской организацией.
Конструктор сначала согласился со всеми пунктами обвинения, а потом начал обжаловать их. Туполева приговорили к 15 годам тюремного заключения, но вскоре условия смягчились. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую «шаражку». Ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали.
Разработанный конструкторским бюро Туполева Ту-2 (пикирующий бомбардировщик) внес огромный вклад в победу: на фронтах сражались 750 самолетов этой марки. После войны Андрей Николаевич и его КБ создали стратегический бомбардировщик Ту-4.
Туполев также автор первого советского реактивного гражданского самолета Ту-104, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, фото которого было размещено на советской марке 1969-го. В 70-е годы XX века ОКБ, созданное Андреем Николаевичем, под руководством Валентина Близнюка разработало бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.
Конструкторское бюро Туполева
В 1922 году Андрей Николаевич Туполев основал конструкторское бюро, за время существования которого разработали более 300 проектов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней (около 70 из них реализовали в опытных и серийных конструкциях), создана серия боевых тяжёлых самолётов. Туполев является автором идеи создания самолётов из металла (в то время их изготавливали преимущественно из дерева и ткани). В основе таланта конструктора Туполева была уникальная школа профессора ИМТУ Н. Е. Жуковского: легендарный воздухоплавательный кружок при училище, Авиационное расчетно-испытательное бюро, проектирование и постройка планеров и самолета, проектирование и постройка ряда аэродинамических труб и научные исследования в них, аэродинамические расчеты аэропланов, конструкторская работа
22 октября 1922 года при Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) под руководством Туполева была создана комиссия по металлическому самолётостроению. Этот день потом стал считаться официальной датой образования конструкторского бюро А. Н. Туполева (ОКБ). Самолёт Ту-95 является самым скоростным и единственным в мире серийным бомбардировщиком, ракетоносцем с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, имеющий крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 («Белый Лебедь») — самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, самый тяжёлый боевой авиационный комплекс в мире. АНТ-2 — первый в СССР цельнометаллический самолёт. АНТ-4 (ТБ-1) — первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик.
В 1980-х годах в ОКБ А. Н. Туполева началось создание самолёта, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен экспериментальный самолёт, силовая установка которого работала на жидком водороде, а потом — на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года произошёл первый в мире полёт самолёта, работающего на криогенном топливе (Ту-155).
За всё время, начиная с 1923 года, создали более 18 000 самолётов марки «Ту».
В настоящее время АО «Туполев» является ведущим российским предприятием в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолётов специального назначения. На его базе в 1993 году основан Авиационный учебно-методический центр АО «Туполев». На самолётах «Туполева» были установлены около 280 мировых рекордов по дальности полёта и грузоподъемности, а также совершаются рекордные перелёты в США и на Северный полюс.
Примечания
- ↑
- ↑ Туполев Андрей Николаевич // Большая советская энциклопедия:
- . Дата обращения: 13 октября 2015.
- Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 468. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
- Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году.
- . Дата обращения: 2 мая 2014.
- ↑ Дата обращения: 7 мая 2020.
- ↑ «80 лет назад был арестован авиаконструктор Туполев». Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
- ↑ «Чем известен Андрей Туполев». Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 25 ноября 2020 года.
- Викторов Б. А. «И поставил свою подпись…». // «Военно-исторический журнал». — 1989. — № 4. — С. 45—31.
- В.Звягинцев. Трибунал для академиков. М., ТЕРРА 2009, стр. 189 ISBN 978-5-275-02126-4
- «Пиши, кому продал чертежи?!» Дата обращения: 7 мая 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 30 ноября 2021.
- . Дата обращения: 13 апреля 2012.
- . Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского. Дата обращения: 19 апреля 2024.
- Пётр Улякин. . Военное обозрение (29 января 2013). Дата обращения: 19 апреля 2024.
- . Российская интернет-энциклопедия «Испытатели аэрокосмической техники». Дата обращения: 3 мая 2024.
- ↑ . tupolev.ru. Дата обращения: 19 апреля 2024.
- «Всех новаторских достижений туполевцев не перечесть»: ЦАГИ — к 100-летию ОКБ Туполева, TACC. Дата обращения: 19 апреля 2024.
- ↑ rostec.ru (21 октября 2022). Дата обращения: 19 апреля 2024.
- ↑
- . tupolev.ru. Дата обращения: 19 апреля 2024.
- . Дата обращения: 5 июля 2019.
- , с. 3.
- Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
- (англ.). Tupolevlaan. Дата обращения: 27 декабря 2018.
Первые шаги
Планер, созданный А. Н. Туполевым в МВТУ
Свою деятельность в самолетостроении Туполев начал с проектирования и постройки цельнометаллических аэросаней для Красной Армии, а также глиссеров и торпедных катеров для Военно-морского флота.
Используя опыт строительства аэросаней, конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугоалюминия. Для этого Туполев поехал в Кольчугино и лично руководил на местном заводе опытными плавками, пока производственники не освоили новый материал. В конструкторском бюро, проектировавшем этот самолет, кроме самого Туполева, в то время работало всего 12 человек!
Затем под руководством конструктора строился первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Полет на АНТ-3 стал одним из первых успехов советской авиации.
В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние в 21 242 километра, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова.
Авиастроение
В период биографии 1916-1918 гг. Туполев трудился в первом в России авиационном расчетном бюро, где разрабатывал первые аэродинамические трубы
К тому моменту он уже имел репутацию подающего большие надежды авиаконструктора, в связи с чем на него обратил внимание основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский
Совместно с Жуковским Николай начал моделировать различные авиационные механизмы, а также искать способы повышения КПД самолетов. Тогда же Туполева избрали на пост замначальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.
Парень смог научно обосновать, что для постройки воздушных суден дюралюминий служит прекрасной альтернативой непрочной древесине, с одной стороны, и тяжелому железу – с другой. В 1925 г. Андрей Туполев сконструировал 2-моторный самолет «ТБ-1», который был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире.
Через несколько лет молодой ученый усовершенствовал свой аппарат, который начал производиться под маркой «ТБ-3» («АНТ-6»). Интересен факт, что именно на данном самолете в 1937 г. произошла успешная высадка экспедиции на Северном полюсе.
Одновременно с этим, Туполев продолжал руководить различными проектами, по производству и усовершенствованию самолетов. В результате, увеличилась пассажировместимость, повысилась скорость и полезная площадь.
Летом 1935 г. была совершена безуспешная попытка беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Сан-Франциско на судне Андрея – «АНТ-25». Во время полета командир экипажа, Сигизмунд Леваневский, заметил протекающее в его кабину масло, по причине чего был вынужден возвратиться в Россию.
Когда Леваневский посетил совещание у Сталина, он в присутствии авиаконструктора заявил, что Туполев намеренно производит «плохие самолеты». Такое смелое заявление не могло остаться без внимания, в связи с чем осенью 1937 г. Андрея задержали и осудили на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Мужчину обвинили в антисоветской деятельности и проведении диверсионной работы. Помимо этого, его обвинили в пособничестве французской разведке и передаче за рубеж секретной информации.
Андрея Николаевича и остальных авиаинженеров перевели из Бутырской тюрьмы в так называемую «шаражку». Он работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, получая хорошее питание и все необходимое для работы. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945), его досрочно освободили, а в 1955 г. полностью реабилитировали.
За годы научной биографии Туполев достиг больших высот в авиастроении. Весной 1939 г. он сконструировал 2-моторный советский высокоскоростной бомбардировщик «Ту-2», серийный выпуск которого в разных модификациях продолжался до 1952 г.
В период войны было произведено 800 самолетов, которые внесли свой вклад в достижение победы над фашистской Германией. После окончания военных действий Андрей Туполев сконструировал реактивный бомбардировщик «Ту-16», скорость которого превышала 1000 км/ч. Одновременно с этим он разработал 1-й в СССР реактивный гражданский самолёт – «Ту-104».
Туполев не останавливался на достигнутом, продолжая модернизировать свои воздушные судна. В 1957 г. он спроектировал межконтинентальный пассажирский самолет «Ту-114». Через 11 лет он построил первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Ту-144».
Память
Почтовая марка СССР, 1988 г.
Почтовая марка России, 2013 г.
- В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979 году, роль Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик.
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева в г. Казань.
- Улицы, названные в честь советского конструктора, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме.
- В рамках проекта «Великие умы России» в 2020 году вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой.
- Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме.
- Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
- В 2018 году Московскому аэропорту «Внуково» присвоено имя А. Н. Туполева.
- На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А. Н. Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски.
- Именем Туполева назван остров в Обской губе Карского моря.
- В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева.
- В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.
- В октябре 1988 года выпущена почтовая марка в честь 100-летия со дня рождения А. Н. Туполева.
- Почтовая марка 2013 года
Арест
21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В. М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.
28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 года лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2).
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А. Н. Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.
Военный самолет и рекорд
Конечно, ВВС заинтересовались разработками ЦАГИ, и Туполевский АНТ-3 стал чисто военным проектом. С мая 1926 года машина была принята на вооружение ВВС как Р-3 («Расведчик» — самолет-разведчик). Всего было построено 110 самолетов.
Конструкция первого в мире двухмоторного свободнонесущего цельнометаллического бомбардировщика Туполев АНТ-4 была революционной. В 1929 году этот тип использовался на дальнем рейсе из Москвы в Нью-Йорк общей протяженностью 21 242 км. В результате были построены другие истребители и бомбардировщики, в том числе АНТ-6, самый современный цельнометаллический крупный самолет своего времени. 21 мая 1937 года такая машина (опознавательный знак СССР Н-170) приземлилась под командованием Майкла Водопьянова как первый самолет на Северном полюсе.
Профессиональная деятельность
С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого конструкторского бюро (КБ).
В 1922—1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.
В период с по 1936 год являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Опытным путем доказал, что кольчугалюминий — первоначально названный так по имени Кольчугинского завода, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль, является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.
Конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугоалюминия.
Затем под руководством конструктора строился первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Полет на АНТ-3 стал одним из первых успехов советской авиации.
В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние в 21 242 километра, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова.
С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как «Правда», «Максим Горький», «Родина».
В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.
В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А. Н. Туполева.
В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972).