Анаксимандр

Анаксимандр интересные факты из жизни. «беспредельное» и «бесконечное» в философии анаксимандра

Содержание

Анаксимандр (Греческий: Αναξίμανδρος) (ок. 609 — 547 до н. э.)) был досократовским греческим философом, вторым из философов Ионии (первым был Фалес, а третьим Анаксимен). Он был гражданином Милета, учеником Фалеса и учителем Анаксимена.

Фалес, первый философ западной философии, согласно Аристотелю, исследовал неизменный принцип бытия, который может единообразно объяснить все явления, и отождествил его с «водой». Это была новаторская форма исследования в обществе, где греческая мифология была основной основой интерпретации.

Анаксимандр пошел по пути своего учителя Фалеса и аналогичным образом исследовал основные принципы. В то время как Фалес определил конечное существо как продолжение определенного элемента в природе (воды), Анаксимандр попытался найти более универсальный принцип бытия. По его мнению, если конкретный элемент в природе, такой как вода, является источником, существо с противоположной природой, такое как огонь, не может возникнуть или сосуществовать. Происхождение должно быть универсальным и не содержать каких-либо особых характеристик. Анаксимандр отождествлял предельное с «неопределенным» или «неограниченным» (апейрон).

Под «неопределенным» Анаксимандр имел в виду изначальную материю, из которой произошли все существа в природе. Анаксимандр характеризовал «неопределенное» как божественное и непреходящее. В рамках онтологии формы и материи Аристотель интерпретировал Анаксимандра как предшественника, исследовавшего материальную причину бытия.

Анаксимандр далее ввел принцип диверсификации или индивидуации отдельно от происхождения бытия. «Неопределенное» разнообразно по принципу двойных характеристик горячего и холодного, влажного и сухого, и эти явления в природе регулируются принципом баланса (Дильс и Кранц 12A9). Хотя Анаксимандр явно не концептуализировал принцип двойных характеристик, он существует в его мысли в зарождающейся форме. Эта идея чем-то похожа на принцип Инь и Ян в древнекитайской мысли.

Анаксимандр взращивал путь истины, который открыл его учитель Фалес, значительно расширив уровень абстракции. Анаксимандр, похоже, также обладал обширными познаниями в различных областях науки.

Фалес – кратко

Фалес Милетский (624–546 до Р. Х.) был не только астроном и философ, но и государственный человек, пользовавшейся большим уважением. Его причисляли к Семи Мудрецам. Он считался основателем ионийской философии. Существеннейшею мыслью системы Фалеса было то, что мир постепенно сформировался из первобытного вещества, которое было вода, – т. е. из вещества, находившаяся в капельно-жидком состоянии. Принимая за основное вещество воду, Фалес следовал народному верованию, полагавшему, что Океан и Тефида произвели все на земле. Это верование подкреплялось в Фалесе тем впечатлением, какое делает природа его отечества на внимательного наблюдателя. В устье Меандра, воды которого несут много ила, образуется суша из влаги, земля из воды; это происходило на глазах у жителей Милета. Многому научился Фалес и от египетских жрецов, прожив довольно долго в Египте
. Ознакомившись с астрономией вавилонян и египтян, он первый из греков предсказал солнечное затмение; это было или затмение, происходившее 30-го сентября 610 года до нашей эры, или затмение 28 мая 585 г.. Это предсказание свидетельствует, что Фалес знал, что луна получает свет от солнца и что при солнечном затмении она проходит между солнцем и землею. Он определил длину солнечного года в 365 дней. Небесные и земные божества, о которых так много рассказывали поэты и народ, были признаны Фалесом за существа баснословные. Он находил, что вселенная проникнута божественною силою, что эта божественная сила – движение; он называл ее в противоположность веществу душою, но считал ее безличною. Божественное существо у Фалеса было только жизненным принципом вселенной, не имеющим отдельного от него существования.

Фалес Милетский

биография

Анаксимандр Милетский был греческим философом, последователем Фалеса Милетского, и сыном Праксьеда де Милета. Одной из важных характеристик этого философа является то, что он является автором первой книги в прозе, которая была обнаружена.

Точная дата его рождения не известна; тем не менее, можно сказать, что он родился около 610 года. Помимо посвящения себя философии, Анаксимандр был также астрономом, геометром и военным стратегом..

У вас мало знаний о том, как прошла ваша жизнь. Фактически, представления о его вкладе и его мыслях исходят от Аристотеля и одного из его учеников: Феофраста.

Милетская школа

Известно, что он объединил школу Фалеса в Милете и позже стал преемником Фалеса; Кроме того, Анаксимандр был учителем Анаксимеда, который позже предположил, что воздух был тем, что давало начало и конец всем вещам, и что этот воздух имел бесконечный характер.

личность

Согласно некоторым источникам, считается, что Анаксимандр был формальным человеком, который любил носить элегантную и несколько сложную одежду. Он также считается практичным человеком с навыками военной и политической организации.

Также, согласно источникам, кажется, что он был любителем путешествий; Есть даже информация, которая указывает на то, что именно Анаксимандр руководил поездкой, целью которой было найти колонию Аполлонии в районах вблизи побережья, обращенных к Эгейскому морю..

Анаксимандр был первым философом, у которого есть новости, которые развили запись его мысли через документ, написанный в прозе. Эта книга не осталась во времени, но у нас был доступ к фрагменту этой публикации.

Космогония

Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон (???????) — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.)

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (???, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии — понятию «единства и борьбы противоположностей».

Издания

  • Х. Дильс, Doxographi Graeci , Падуя , CEDAM, 1961 г.
  • К. Мюллер, Fragmenta Historicorum Graecorum (FHG), Parisiis, 1848 г.
  • ФВА Муллах, Fragmenta philosophorum graecorum , Париж , 1881 г.
  • ( ГерманияGRC ) Феликс Якоби , лет, в Die Fragmente der griechischen Historiker , Берлин, Weidmann, 1923-1958.
  • Anaximandre, Fragments et témoignages , греческий текст, французский перевод, введение и комментарий Марселя Конша, Париж: Presses universitaires de France, 1991.
  • Досократики. Свидетельства и фрагменты под редакцией Габриэле Джаннантони , Бари: Laterza, 1969.
  • Досократики. Первый полный перевод с оригинальными текстами против свидетельств и фрагментов свидетельств Германа Дильса и Вальтера Кранца , отредактированный Джованни Реале , Милан: Bompiani, 2006.

Космология Анаксимандра

Главная область размышлений философа была связана с космосом. Он считал, что звезды – это окошки в небесной тверди. Внутри звезды горит огонь, закованный в оболочки.

Очень своеобразно, судя по всему, понимал Анаксимандр, труды которого недоступны нам для непосредственного изучения, строение Земли. Он представлял ее в виде цилиндра; по одной стороне мы ходим, но есть и другая плоскость, ей противоположная. Земля является центром мира, она ни на что не опирается, а парит в космосе. Причину парения философ объяснял тем, что она равноудалена от всех остальных объектов в космосе. Земля окружена гигантскими кольцами с отверстиями, внутри которых горит огонь. Маленькие трубочки заканчиваются звездами, в них огня меньше, поэтому свет звезд такой тусклый. Второе кольцо больше, и огонь в нем ярче, в его отверстие видна Луна. Оно порой перекрывается — так объясняются лунные фазы. Самое дальнее кольцо — самое яркое, и через его отверстие мы видим Солнце. Таким образом, вселенная, по Анаксимандру, заканчивается небесным огнем.

Космологическая теория Анаксимандра была невероятно новаторской для своего времени. Он поставил Землю в центр мира, создав, таким образом, первую геоцентрическую концепцию. Она стоит на месте, у нее нет никаких причин для движения. А вокруг Земли по своим орбитам движутся небесные светила — таким образом ученый смог объяснить движение космических объектов, для чего потребовалась мощное, неортодоксальное мышление.

Сотворение жизни по Анаксимандру

Этот греческий философ указал, что когда была создана планета, элементом, из которого родились животные, была вода, которая получала тепло от Солнца.

После создания в водах эти виды начали приближаться к суше. Из этих подходов можно понять, что, согласно Анаксимандру, люди произошли от рыбы.

Он объяснил это тем, что в конечном итоге Солнце отвечало за испарение всей воды на планете, и в результате появился именно первый вид, от которого произошел человек.

В этом смысле Анаксимандр считал, что человек должен происходить от рыб, потому что это были наиболее защищенные существа, способные выжить во всех особых динамиках, которые, как предполагалось, существовали при возникновении планеты.

Анаксимандр и его идеи

От Анаксимандра до нас дошел единственный считающийся подлинным фрагмент, который содержится в комментарии Симплиция (490-560) к аристотелевской “Физике”: “А из каких вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды в назначенный срок времени”. При многих вопросах и спорах, которые порождает этот фрагмент, несомненным является то, что в нем речь идет о взаимоотношении неизменной основы (того, из чего все возникает и во что возвращается) и отдельных изменчивых вещей. Судьба последних решающим образом зависит от их соотнесенности с первоначалом. Гибель вещей оказывается их наказанием (“правозаконным возмещением”) за неправду.

Для выявления этического смысла фрагмента центральным является вопрос: в чем состоит “неправда” вещей и по отношению к кому она совершается? В истории философии на него предлагались различные ответы, которые могут быть сведены к двум существенно различным точкам зрения.

Согласно одной из них “неправда” вещей, их вина состоит в том, что они оторвались от материнского лона, обособились в качестве единичных существований. Данная интерпретация представляется малоубедительной, ибо в таком случае следовало бы признать неправым и первоначало, которое их породило. Тем самым теряется критерий оценки. Далее, если бы “неправда” вещей состояла в отделении от первоосновы, то возвращение к ней не могло бы считаться наказанием.

Вторая точка зрения, на наш взгляд, более адекватна существу дела. Она исходит из того, что средоточием правды является апейрон, эта изначальная основа многообразия природы, гарантия ее единства, упорядоченности и вечности. “Вина” вещей заключается не в том, что они отделились от первоосновы, а в том, что они при этом отступили от ее правды. Вещи обнаруживают “неправду” по отношению друг к другу, что проявляется в их агрессивности, посягательстве на существование других вещей. В результате они уничтожают друг друга, что является для них законным (справедливым) наказанием. Этические обобщения Анаксимандра, можно предположить, являются в данном случае результатом наблюдения над чувственно наблюдаемым взаимопревращением и взаиморазрушением природных элементов.

Личная Жизнь и Семья

Анаксагор из Клазомен, греческий философ-досократик, оставил неизгладимый след в истории философии, но подробностей о его личной жизни мало.

Информация о его семье и отношениях скудна. Известно, что он был сыном Гегесия из знатного и богатого рода.

Некоторые источники предполагают, что он женился и имел детей, но их имена и судьбы неизвестны.

Анаксагор придерживался нетрадиционных взглядов и считал, что ум – изначальная движущая сила Вселенной. Возможно, эти идеи повлияли на его выбор партнера.

Женитьба и ДетиОбраз Жизни и Привычки

Сохранились лишь скудные сведения об укладе жизни известного древнегреческого философа Анаксагора. Известно, что он был женат и имел детей. Однако о личности его супруги и количестве наследников история умалчивает.

Анаксагор был весьма аскетичен в быту. Он не придавал особого значения одежде и еде, одевался просто и ел мало. Ему была чужда роскошь, и он порицал тех, кто гонялся за богатством. Вместо этого философ предпочитал созерцание природы, считая постижение ее законов главным смыслом жизни. В еде Анаксагор соблюдал умеренность, отдавая предпочтение простым и питательным блюдам. Он считал, что чрезмерное употребление пищи вредит здоровью и отвлекает ум от размышлений.

Ссылки

  1. .
  2. ^ Джордж Ньюнс 1961). Анаксимандр . _ в Энциклопедии Чемберса (на английском языке) (Лондон) 1 : 403.
  3. Герберт Эрнест Кушман .История философии для начинающих (на английском языке) 1 . п. 24. «он утверждает в своей диссертации, что Анаксимандр написал «первое европейское философское представление о боге»».
  4. Ипполит Римский , Опровержение всех ересей (I, 5).
  5. В своих «Хрониках» , как рассказывает Диоген Лаэртский в «Жизнеописаниях, мнениях и высказываниях прославленнейших философов » (II, 2).
  6. Ричард Д. Маккирахан.Философия до Сократа (на английском языке) 5 . п. 32–34.
  7. Клеманс Рамну (1969).Histoire de la philosophie , статья «Les Présocratiques» (на французском языке ) I. п. 414.
  8. .
  9. 36
  10. Кристоф Ридвег (1997). « Пифагор hinerliess keine einzige Schrift — ein Irrtum? : Anmerkungen zu einer alten Streitfrage » . Museum Helveticum 57 (на немецком языке) : 65-92. «Для этого тезиса обратитесь к библиографии, данной Кристофом Ридвегом».
  11. WKC Гатри (1962). Издательство Кембриджского университета , изд.История греческой философии I, ранние досократики и пифагорейцы (на английском языке) . III, С, § 1.
  12. К. Мосс (1984). дю Сёй, изд.La Grece archaique d’Homere в Эшил (на французском языке) . п. 236.
  13. Страбон : 27, 1, 1 и Диоген Лаэртский (VIII, 1).
  14. II, 2.
  15.  Одно или несколько приведенных выше утверждений включают текст из публикации без каких-либо известных ограничений авторского права :   Различные авторы (1910-1911). « Анаксимандра ». В Chisholm, Хью, изд. Британская энциклопедия . Словарь искусств, наук, литературы и общей информации ( -е издание) . Британская энциклопедия, Inc.; в настоящее время в общественном достоянии .
  16. III, 17.
  17. , с. 8-16, 47-48, 51.
  18. , с. 69.
  19. , с. 60-70.
  20. , с. 50-56.
  21. ^ Гатри, Уильям KC (2010) . Греческие философы: от Фалеса до Аристотеля . Мексика, Германия: Фонд экономической культуры. стр. 33-36. ISBN  978-968-16-4527-4 .

Значение философии Анаксимандра в современности

Значение философии Анаксимандра в современности

Философия Анаксимандра, первого предсократика, оказывает значительное влияние на современное мышление и научные исследования. Его учение о мире и его структуре вносит вклад в различные области знания, такие как физика, астрономия, геология и эволюционная биология.

Одной из важных концепций Анаксимандра является его представление о бесконечности и беспредельности мира. Он считал, что мир состоит из бесконечного количества различных вещей и существ, которые возникают и исчезают в бесконечном процессе. Это учение нашло свое отражение в современной физике и космологии, где исследуются концепции бесконечности и множественности миров.

Еще одной важной идеей Анаксимандра было его представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Он утверждал, что жизнь возникла из простых органических веществ, которые появились в результате взаимодействия различных элементов природы

Эта концепция имеет отношение к современной эволюционной биологии, где изучаются процессы возникновения и развития жизни на планете.

Анаксимандр также внес вклад в развитие астрономии и географии. Он был одним из первых, кто предложил географическую карту мира и рассматривал Землю как округлое тело, вращающееся вокруг своей оси. Эти идеи впоследствии стали основой для развития географических и астрономических наук.

Таким образом, философия Анаксимандра оказывает значительное влияние на современное научное и философское мышление. Его идеи о бесконечности мира, возникновении жизни и структуре Земли нашли свое применение в различных областях знания, способствуя развитию науки и расширению нашего понимания окружающего нас мира.

Космогония

Анаксимандр на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр даёт описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон (ἄπειρον) — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.)

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают своё бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определённый срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключённые внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)

Анаксимандр считал Космос подобным живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии — понятию «единства и борьбы противоположностей».

Научные воззрения Анаксимандра

В области космологии Анаксимандром была сделана масса открытий. Революционной для того периода была его идея о том, что Земля без всякой опоры парит в центре мира. Тогда все мыслители абсолютно верили, что есть ось Земли, благодаря которой планета и удерживается на своем месте.

Источником всего сущего служит что-то бесконечное и нематериальное, названное Анаксимандром – апейрон.

Определение 1

Апейрон – некоторая неуловимая, находящаяся в постоянном движении субстанция. Он постоянно из чего-то возникает и во что-то превращается, но непостижим для человеческого ума.

Философское учение Анаксимандра основывается на представлении об апейроне как об атрибуте чего-либо. Апейрон служит субстратом для появления четырех стихий, из которых организовано все сущее. Понятия «апейрон» и «субстрат» — важнейшие положения Анаксимандра.

Еще один новаторский вклад в человеческую мысль – это представления о происхождении жизни без участия богов Олимпа. Эти взгляды получили развитие существенно позже, уже в Новом времени. Также Анаксимандра можно назвать прародителем диалектического подхода к осмыслению мира. Он считал, что сущности могут проникать друг в друга, мокрое высыхает, но может быть и наоборот. Он стремился доказать, что все противоположное имеет единое начало, что стало предпосылкой будущей диалектики.

Нельзя забывать о вкладе Анаксимандра в географию. Именно его можно считать основоположником ее в европейской традиции. В размышлениях о структуре вселенной, он размышлял и об устройстве Земли и старался это изобразить географически. Карту Земли Анаксимандра отличает большая наивность. Он выделил три континента: Европа, Азия и Ливия, которые омывает океан. А разделены эти континенты Средиземным и Черным морями.

Он был первым, кто нарисовал карту своего мира

Еще одно важное научное открытие Анаксимандра – это установка солнечных часов и усовершенствование вавилонских часов

К астрономическим достижениям Анаксимандра относят попытки сравнения величин известных небесных объектов и Земли.

Наиболее известным учеником Анаксимандра считается Анаксимен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: