Альфред адлер: биография основоположника индивидуальной психологии

Альфред адлер

Индивидуальная теория личности

Рассмотрим основные аспекты индивидуальной психологии, которые, как правило, представляют собой противоположность особенностям фрейдовского течения:

  1. Индивид как единое и неделимое целое. Это положение сходно с идеей гуманистической психологии о том, что индивида стоит изучать только в совокупности всех его свойств. Также сама структура личности может быть определена как стиль жизни.
  2. Стремление человека к совершенству. Данное положение также сходно с аспектами гуманистической психологии. Здесь говорится о том, что человек находится в постоянном движении, развитии.
  3. Человек как обладатель творческой силы. Творческая сила человека здесь представляет собой то, что индивид в праве сам выстраивать свою жизнь, повинуясь собственным внутренним стремлениям.
  4. Социальная принадлежность человека. Адлер понимает человека не только как самоорганизующуюся систему, но также и некий элемент в гораздо большей системе – обществе.
  5. Индивидуальная субъективность. Данное положение говорит о том, что каждый человек живет в своем мире личностных убеждений, которые могут не согласовываться с реальной действительностью.

Принципы индивидуальной психологии:

  1. Чувство неполноценности и компенсация. Адлер развивает идею о том, что у каждого человека часто одни органы более слабые, чем другие. Однако при выраженной недостаточности люди часто компенсируют эти дефекты каким-либо способом в зависимости от дефекта.
  2. Комплекс неполноценности может быть 3 видов по Адлеру: неполноценность органов, 2 противоположных вида неоптимальных детско-родительских отношений.
  3. Стремление к совершенству обычно происходит благодаря чувству неполноценности.
  4. Стиль жизни: своеобразное сочетание черт личности, способов его поведения. Кроме того, Адлер выделяет здесь несколько типов личности:
    • управляющий тип (превосходство над внешним миром, низкий социальный интерес),
    • берущий тип («паразитический» образ жизни),
    • избегающий тип (избегание возможных проблем), социально-полезный тип (высокий уровень социального интереса и собственной активности)
  5. Социальный интерес развивается благодаря установкам родителей.
  6. Творческое Я предполагает свободное самоопределение индивида.
  7. Порядок рождения: старший ребенок (стремление к власти), единственный ребенок (возможность проблем с социальным окружением), средний ребенок (развитый дух соперничества), младший ребенок (может испытывать чувство неполноценности)

Дорогу неполноценности!

Житель Вены, врач Альфред Адлер (1870-1937) был одним из четверки, приглашенной на первый семинар в доме у Фрейда. Слабый здоровьем Альфред, третий из шестерых детей в семье, с раннего детства то и дело сталкивался со смертью. Заснувший и не проснувшийся с ним в одной кроватке трехлетний брат, уличные стычки, где он получал серьезные травмы, тяжелая форма пневмонии, которую семейный врач семьи Адлеров считал безнадежным случаем… Возможно, все это и толкнуло Альфреда на стезю медицины.

Психология, классическая немецкая философия, Библия и классическая литература — Адлер был удивительно начитан, а позже обрел всемирную славу превосходного лектора. Но, по сути, он был врачом-практиком: занимался сначала офтальмологией, потом стал врачом общей практики, позже посвятил себя неврологии и психиатрии. Именно на последний период пришлась публикация одного из трудов Фрейда — «Толкования сновидений», встреченного весьма и весьма критично

Адлер же выступил с активной защитой этой работы, чем привлек внимание Фрейда

В старину верили, что причиной безумия может стать попавший в голову «камень глупости» (худ. Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Ок. 1490-1515)

Следует, однако, отметить, что с самого начала Адлер, несмотря на горячий интерес к новому научному направлению в психиатрии, считал себя не учеником Фрейда, а скорее его младшим коллегой. Соглашаясь с теорией бессознательного и методом свободных ассоциаций, он выступал против жесткого детерминизма Фрейда и практически полного игнорирования внешнего воздействия на механизмы работы психики. Адлер пытался анализировать психику как нечто целое, не делимое на отдельные части, нечто, обладающее свойствами, которые отдельным частям не присущи. В то время как Фрейд видел целое как ограниченное количество отдельных составляющих.

Адлера чрезвычайно интересовала способность тела компенсировать органические поражения. Для врачей уже не было секретом, что при поражении определенных органов у человека возникает компенсаторная реакция, и утраченную или нарушенную функцию на себя берут другие части тела. Так, Демосфен, великий оратор, в детстве сильно запинался, многие художники и музыканты страдали от нарушения зрения и слуха, у ослепших людей чрезвычайно обострялась тактильная функция и так далее.

Отсюда было рукой подать до предположения, что неполноценность в какой-то сфере толкает человека преодолевать свои дефекты, причем не только для того, чтобы встать с людьми полноценными вровень, но и намного обойти их, достигая невероятных, выдающихся результатов. Эту тему Адлер развил в работе «Исследование органической неполноценности и ее психической компенсации» (1907). Коллеги по собраниям положительно приняли этот труд, считая его интересным вкладом в эго-психологию.

Но очень быстро стало понятно, что Адлер развивает не просто побочную ветвь в теории Фрейда. Он искал свой ключ к пониманию психической жизни человека. От основных позиций классического психоанализа Фрейда Адлер отходил быстро: он не разделял идеи о том, что в психологии человека ведущую роль играют сексуальные факторы развития и эдипов комплекс, их значение сводилось к минимуму; психическая деятельность рассматривалась младшим соратником Фрейда только с точки зрения Я

А максимальное внимание Адлер сосредоточил на комплексе неполноценности и стремлении к власти

Основными отличиями теории Адлера от теории Фрейда были:

  • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
  • признание социальной природы человека;
  • стремление индивида к совершенству;
  • восприятие психической жизни как целостной индивидуальности.

В чем его научная уникальность

Скажем ему спасибо за ярлык «комплекс неполноценности». Ему он отвёл главную функцию в развитии человеческого характера. То есть он возникает под действием социального фактора. А не диктуется детской сексуальностью и бессознательным на взгляд Фрейда. На этой почве разногласий между обеими произошел конфликт.

То есть, по Фрейду: формирование личности зависит от бессознательного и сексуальности. По Адлеру — от комплекса неполноценности и чувства превосходства.

Закомплексованность — косвенный показатель уровня общности. Он выступает стимулятором к социальным контактам. Именно этот социальный фактор Адлер считал главным аспектом формирования поведения человека.

Второе достижение Адлера — это игра как метод психотерапии. Он первый кто начал практиковать игру в лечении неврозов у детей. Игра способствует преодолению закомплексованности, которая «строит» фундамент характера. Особенно позитивным признаком Адлер считал самовольную спонтанную детскую игру. В ней видел действенный психотерапевтический прием.

Из-за чего имя Альфреда Адлера ассоциируется с создателем современной гуманистической, феноменологической и эго-психологии.

Психологическая теория Адлера

Концепция Альфреда Адлера рассматривается в контексте психологии личности. Она утверждает, что люди движимы врожденным чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением к превосходству.

Согласно Адлеру, отношения between individuals являются решающими для формирования личности. Он считал, что социальные interactions, такие как sibling rivalry и parental expectations, формируют чувство self-worth and competence.

Индивидуальная психология: основные принципы

Альфред Адлер считал, что все поведение человека мотивировано стремлением к превосходству, компенсацией чувства неполноценности и социальным интересом.

Его теория подчеркивает важность социального контекста и культурных факторов в формировании личности. Адлер полагал, что люди обладают врожденной способностью к самореализации и стремятся развивать свой потенциал

Адлер полагал, что люди обладают врожденной способностью к самореализации и стремятся развивать свой потенциал.

Он считал, что чувство неполноценности является движущей силой личностного роста и что люди используют различные механизмы компенсации, чтобы преодолеть это чувство.

Социальный интерес, по мнению Адлера, является основой здоровой личности и направляет поведение людей на благо всего общества.

Комплекс неполноценности и стремление к превосходству

Альфред Адлер полагал, что в основе человеческой личности лежит врожденное чувство неполноценности, которое возникает из-за неблагоприятного положения ребенка в семье.

Стремясь компенсировать эту неполноценность, человек развивает у себя комплекс превосходства.

Он начинает приуменьшать чужие достижения и преувеличивать свои, чтобы скрыть от других и от себя свою истинную слабость.

Компенсаторное стремление к превосходству может проявляться в различных формах, включая агрессивность, самоутверждение и желание доминировать.

Однако это стремление может также приводить к позитивным результатам, таким как творческая активность, достижения в карьере и стремление помогать другим.

Социальные интересы и чувство общности

Адлер считал, что люди – социальные существа, и их основная мотивация – стремиться к чувству общности.

Это чувство основывается на уверенности в том, что человек является частью чего-то большего, чем он сам.

Социальные интересы – это поведение, направленное на улучшение благополучия группы.

Они включают в себя сотрудничество, сочувствие и альтруизм.

Чувство общности развивается во взаимодействии с другими людьми, и оно необходимо для здоровой и полноценной жизни.

Основные понятия индивидуальной психологии Адлера

Теория Адлера основана на нескольких источниках

Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха

Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

Теории

За свою карьеру Альфред Адлер исследовал множество различных областей и создал множество теорий, охватывающих практически все аспекты человеческой жизни. Его основная предпосылка заключалась в необходимости понимать человека и все его характеристики, как если бы они были единым целым, таким образом, чтобы он мог работать с ним и помогать ему с его конкретными потребностями.

Сначала психологические теории Адлера находились под сильным влиянием философов и мыслителей, таких как Ганс Вайхингер, Федор Достоевский, Иммануил Кант, Рудольф Вирхов и Фридрих Ницше. Он также многому научился у психоанализа, присутствовавшего в то время, когда он был в Вене, хотя его идеи в конечном итоге сильно расходились с идеями этой группы.

Адлер был глубоко озабочен благополучием всех людей и приобщался к идеям социализма в течение своих лет в Венском психоаналитическом кружке. Однако в то же время он был очень прагматичным, пытаясь создать теорию человеческого разума, которую можно было бы легко применить.

Ниже мы рассмотрим некоторые из областей, на которых этот венский психолог сосредоточился больше всего в течение своей плодотворной карьеры.

Суть теории личности

В основе нового направления – четыре принципа:

  • человек – целостная личность, а не мечущийся сборник из противоречивых образований, как вытекало из теории психоанализа;
  • главная движущая сила человека – стремление к превосходству.
  • в основе каждой личности лежит творческое начало;
  • одну из решающих ролей в становлении личности играет ее социальная принадлежность.

Альфред Адлер считал, что каждый ребенок рядом со всемогущими взрослыми, всецело владеющими его жизнью, испытывает острое чувство собственной неполноценности. Все дальнейшее его существование становится попыткой преодолеть это чувство, а пути преодоления могут быть самыми разными, кому на что фантазии хватит. Кто-то станет блестящим инженером, прекрасным врачом или талантливым политиком, а кто-то пойдет грабить в подворотни. Вот этот момент, по мнению ученого, во многом определяет социальная принадлежность.

Согласно теории личности Адлера, под влиянием социума у человека формируются три основные жизненные задачи:

  • дружба;
  • любовь;
  • работа.

Список небольшой, но также предполагает массу вариантов реализации. В теории личности Адлера выделяют семь основных элементов:

  • чувство неполноценности (хотя более корректный перевод – неполноты) и компенсация – такое ощущение зарождается у ребенка в детстве, становясь причиной внутреннего конфликта и давая толчок к развитию;
  • стремление к превосходству – концепция Адлера называет его одним из основных стремлений в жизни человека;
  • стиль жизни – это привычки и черты характера, формирующие личность; они закладываются в детстве и во взрослом возрасте остаются практически неизменными;
  • социальный интерес – может быть положительным или отрицательным; проявляется как интерес к окружающим, стремление брать ответственность за других;
  • творческое Я – психоаналитическая концепция Адлера утверждает, что развитие личности зависит от творческих способностей человека, умения проявлять их при решении различных вопросов;
  • порядок рождения – ученый был уверен, что на характер влияет то, каким по порядку родился ребенок;
  • фикционный финализм: жизненные цели являются фикцией, самая большая из них – это стремление к превосходству.

Мастерство: главный оппонент

Строго говоря, Адлер не был учеником Фрейда. В отличие от Карла Юнга, давшего клятву верности учителю, хоть Адлер и был сторонником его теории о влиянии бессознательного на неврозы человека, он был слишком независим, полон своих идей и амбиций, чтобы безоговорочно принимать теории мэтра. Но какое-то время Адлер входил в группу единомышленников Фрейда, а в 1910 году его даже избрали президентом Психоаналитического общества, он был также соредактором профессионального журнала, издаваемого Фрейдом. Благодаря нему, Адлер делает блестящую карьеру. Но уже в следующем 1911 году они стали непримиримыми противниками, поскольку их взгляды слишком разошлись.

Для Адлера была неприемлема чрезмерная биологичность воззрений оппонента. Он не считал сексуальность и неосознанное стремление к смерти определяющим мотивом в поведении человека, по его мнению, именно стремление к власти – вот тайный двигатель судьбы людей. Социальное окружение, стремление к реализации своих возможностей в обществе были определяющими, по мнению Адлера, в жизни человека, а не темные бессознательные инстинкты.

В пылу полемики Адлер прилюдно называет мэтра нетерпимым старикашкой, а Фрейд того – просто параноиком. Адлер отказывается от поста президента Общества и вместе с девятью единомышленниками выходит из его состава. Они создают «Ассоциацию индивидуальной психологии»

Члены нового объединения психотерапевтов особенно много внимания уделяют работе с преподавателями гимназий и школ, для них чрезвычайно важно образование тех людей, кто формирует молодое поколение. Их начинания поддерживает министр образования, благодаря поддержке которого врачам удалось открыть консультационные центры при многих государственных школах, в которых и дети, и их родители могли получить помощь и консультацию психолога. К началу 30-х годов только в столице Австрии насчитывалось около 30 таких консультационных центров

К началу 30-х годов только в столице Австрии насчитывалось около 30 таких консультационных центров.

Альфред Адлер вел чрезвычайно активную научную, лекционную, просветительскую деятельность. Один из современников вспоминал, что личность ученого была настолько популярна в Вене, что не было такого врача, который, побывав в столице, не посетил бы его лекции. Адлер много путешествует, посещает европейские страны, в 1927 году становится штатным преподавателем Колумбийского университета в США. С приходом к власти Гитлера он со своей семьей покидает Австрию и переезжает в Соединенные Штаты Америки. Его очень ценят, как ученого, преподавателя, прекрасного лектора и психотерапевта. Единственное, что очень огорчало и беспокоило ученого – так это то, что он ничего не знал о судьбе своей дочери. Она со своим мужем уехала из гитлеровской Германии в Советский Союз. Адлеру не суждено было узнать о трагической судьбе дочери – она погибла в сталинских лагерях. Альфред Адлер не смог узнать об этом, потому что сам неожиданно умер в 1937 году во время поездки с лекциями по Европе.

ЗЗа свою жизнь Адлер написал более 300 книг и статей. Он сделал для людей то, что не смог сделать Фрейд – дал им надежду. В тревожном, полном войн, революций, кризисов и восстаний ХХ веке Адлер вернул людям веру в себя. Он доказал, что нами руководят не темные инстинкты, неосознанные Эрос и Танатос, которые так трудно преодолеть. Он говорил, что мы не игрушки темных страстей, а сознательные творцы своей судьбы. Психолог Юрий Кузнецов, подчеркивая значение индивидуальной психологии Адлера для современности, писал: «Он как раз тот человек, который в своей жизни применял всё то, чему обучал и других, а это дорого стоит…».

Биография австрийского психолога

Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.

Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.

Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.

К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.

Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника. Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе. После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.

В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.

Первоначально Альфред Адлер заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда; в прессе он активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений», что тронуло самого автора книги.

Однако расхождения с тогдашним «гуру психоанализа» у Адлера начались уже в то время. Так, он не признавал главенствующей роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен. Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами. Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.

В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях. Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине. Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.

В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.

Агрессия — залог успеха?

Стремление к власти может приобретать самые разные формы, его цель — достижение превосходства над другими

И не важно, в чем оно будет выражаться: в господстве, красоте, богатстве, силе или славе. Все это будет стремлением к доминированию и, по мнению Адлера, суть агрессией

Различные формы агрессивного поведения он связывал с борьбой за превосходство, в отличие от Фрейда, для которого агрессия была влечением к смерти.

Стремление к превосходству Адлер рассматривал как явление совершенно естественное. Ребенок в мире взрослых слаб и свою беспомощность осознает примерно в возрасте четырех-пяти лет. Это чувство неполноценности может усиливаться двумя факторами: слабым здоровьем и неправильным воспитанием («сверхпотворством» или недостатком внимания и любви).

Адлер рассматривал два варианта развития личности. В норме агрессия и стремление к превосходству гармонично сочетаются со стремлением к сотрудничеству и социальному взаимодействию. Самоутверждение в таком случае происходит за счет любви, успеха и взаимной поддержки. При недостаточной или извращенной компенсации человек переходит на путь насилия. Адлер писал: «Образцом, на который направлена личность, ее целью является социальная значимость, повышение самооценки, превосходство. Эта цель имеет множество проявлений. Она может кристаллизоваться в идеал в любой из следующих форм: полезное достижение, личный престиж, превосходство над другими, защита от опасности или сексуальные победы».

Адлер выделял три основных механизма в стремлении к превосходству:

  • удачная компенсация, когда стремление в конечном счете ведет к положительному приспособлению в трех основных сферах жизни (в обществе, работе и сексе);
  • сверхкомпенсация, когда стремление становится слишком явным и ведет, например, к тому, что низкорослый, но крайне самоуверенный мужчина становится бандитом;
  • бегство в болезнь как средство достижения власти над окружающими людьми.

Неудивительно, что в 1911 году пути Фрейда и Адлера разошлись. Альфред Адлер вел активную пропаганду психологических идей. Великолепный лектор, он достиг в этом немалых успехов. Его теория высоко оценивалась в 1920-1930-х годах, особенно в США. И хотя адлерианская школа индивидуальной психологии не получила широкого развития, его идеи были интегрированы в психологию и широко используются вплоть до сегодняшнего дня в разных областях социальной жизни.

Благодаря Альфреду Адлеру появилось понятие «комплекс неполноценности»

Психолог считал, что человек, который им страдает, так или иначе старается обратить на себя внимание других людей в подсознательной надежде на помощь. Преодоление комплекса неполноценности может дать прекрасные результаты, например в творчестве

Поделиться ссылкой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: