Арбузов, алексей николаевич

Алексей арбузов | они знамениты

Пьесы

Аудиоспектакль театра им. Маяковского по пьесе «Таня», 1939 год

  • «Класс» ()
  • «Шестеро любимых» (, перераб. ).

По итогам соцсоревнования одна бригада должна передать другой красное знамя. Но молодой тракторист не хочет отдавать награду. Волей случая соперницей его оказывается любимая им девушка, только он об этом и не подозревает… Что победит: амбиции или любовь?

  • «Дальняя дорога» (1935). Герои прокладывают первую линию Московского метрополитена. В женскую бригаду Елены Ляшенко переводят двух отстающих рабочих, которых выгнали из другой бригады. В тяжёлых, наполненных опасностями трудовых буднях, формируются и закаляются их характеры…
  • «Счастливый дозор» (1935)
  • «Таня» (, перераб. ). До эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов показывает превращение влюблённой студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 году Арбузов переработал пьесу.
  • «Город на заре» (, перераб. )
  • «Неожиданная осень» (, под загл. «Бессмертный», в соавторстве с А. Гладковым; перераб. )
  • «Домик на окраине» (, под загл. «Домик в Черкизове»; перераб. )
  • «Встреча с юностью» ()
  • «Годы странствий» (, под загл. Ведерников, перераб. и )
  • «Европейская хроника» ()
  • «Накануне» (, по роману И. С. Тургенева)
  • «Двенадцатый час» (, перераб. )
  • «Иркутская история» ()
  • «Потерянный сын» ()
  • «Нас где-то ждут…» ()
  • «И вновь — встреча с юностью» ()
  • «Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», , перераб. ): действие происходит во время блокады Ленинграда, автор использует типичное для него растяжение действия на многие годы (с 1965—1969 — 3 253 постановки)
  • «Ночная исповедь» ()
  • «Счастливые дни несчастливого человека» ()
  • «Сказки старого Арбата» () — в — была сыграна 1 827 раз. Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор в несколько абстрактном плане использует для изложения философии старения и жизни.
  • «Выбор» ()
  • «В этом милом старом доме» (или «Некоторые огорчения», )
  • «Моё загляденье» ()
  • «Вечерний свет» ()
  • «Старомодная комедия» ()
  • «Ожидание» ()
  • «Жестокие игры» () Действие пьесы разворачивается на нефтяных месторождениях Западной Сибири и в Москве. Автор с тревогой показывает, насколько легко необдуманные действия каждого человека могут нанести серьёзный урон другому человеку — в том числе и нравственный.
  • «Воспоминания» ()
  • «Победительница» (). День сорокалетия Майи Александровны Алейниковой стал для неё днём подведения итогов. Вглядываясь в прошлое, она понимает, что прожила жизнь, в которой всё было подчинено одной цели — любой ценой добиться высокого общественного положения. Перед судом своей собственной совести она осознает, что все победы обернулись в конечном счете поражением.
  • «Виноватые» ()

БИОГРАФИЯ

Писатель, драматург Алексей Николаевич Арбузов родился 26 мая 1908 года в г. Москве.

Театр Грибоедова неоднажды обращался к этому автору. Первый спектакль по пьесе А. Арбузова «Встреча с юностью» поставил актер, режиссер Иван Бодров в 1947 году. Через год И. Орловский осуществил постановку «Тани», в которой впервые на тбилисской сцене ярко заявила о себе актриса Наталья Бурмистрова. Она же блистала в спектакле «Иркутская история» Анатолия Випмана. В 1970-е годы театр несколько раз обращался к драматургии Алексея Арбузова — Константин Сурмава поставил «Сказки старого Арбата», и на эту премьеру приезжал автор пьесы, а спустя два года Гига Лордкипанидзе поставил «В этом милом старом доме».
Популярным стал спектакль «Жестокие игры» в постановке Александра Товстоногова (1978). В пьесе затрагивается нравственная проблематика, всегда волновавшая этого режиссера. На премьеру прилетел сам Алексей Николаевич Арбузов.
«Жестокие игры» считали новым взлетом автора «Тани» и «Иркутской истории», и впервые эта пьеса нашла воплощение именно на грибоедовской сцене.
«Не случайно в репертуаре появились «Жестокие игры» А. Арбузова. Молодые люди, которые подчеркнуто отстаивают свою независимость, остерегаясь брать на себя ответственность за жизнь близких людей, в определенный момент понимают бессмысленность такой свободы. Разочарованные, обиженные или бездумно скользящие по жизни Кай (В. Гордиенко, позднее – И.Пилиев), Терентий (А. Буклеев), Никита (В. Харютченко) сохраняют в себе жажду чистоты и подлинности. И это, как катализатор, проявляет в них живая, доверчивая душа Нелли, сыгранной С. Головиной. В «Жестоких играх» проявляется социальный оптимизм, свойственный тбилисскому театру, свободный от упрощенного, плоского понимания жизни», – писали ленинградские рецензенты.
С. Пономарева увидела в товстоноговских «Жестоких играх» «взволнованный разговор о том, для чего человеку жизнь дана и как надо жить… По мнению автора, «этой теме, постоянно волнующей тбилисский театр, посвящены и шукшинские спектакли. Здесь рассказывается и об измене человека самому себе, и о нежелании подчиняться мелочности будней, поисках гармонии жизни. В остросатирических сценах много иронии, гротеска, эксцентриады, иногда режиссерская и актерская фантазия переплескивается через край – но когда затихает смех, у нас остается чувство горечи и гнева по адресу развенчанных театром «героев».
А их тбилисский коллега отмечал в «Жестоких играх» «интересный режиссерский ход, разбивающий некоторую камерность сюжета: хореография, вплетенная в ткань спектакля, не только составляет эмоциональный фон действия, но и придает ему черты литургической драмы».

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга складывалась бурно. Впервые он сильно влюбился еще в молодости, встретив актрису Лидию Мишину. Прожив вместе 4 года и покочевав вместе из труппы в труппу, они разбежались. А Арбузов полюбил Татьяну Алексеевну Евтееву, работавшую в Театре им. В. Мейерхольда. Чувствам не помешала разница в возрасте: женщина была старше Алексея на 5 лет. Они поженились, и в 1935 году родилась дочка Галя, впоследствии ставшая кинокритиком и сценаристом.

Однако этому браку пришел конец после встречи драматурга с Анной Богачевой. Молодая артистка из рабоче-крестьянской семьи очаровала мужчину живостью и талантом. Она стала жить с ним, несмотря на то, что консервативные родители осуждали выбор дочери. Им было трудно понять девушку, которая предпочла Зиновию Гердту и Исаю Кузнецову женатого мужчину с ребенком.

После женитьбы Анна родила двоих детей, Варвару и Кирилла. В семейном архиве сохранилось много совместных фото.

Алексей Арбузов с женой и детьми

Оба наследника Арбузова связали жизнь с творчеством. Варя вышла замуж за режиссера Савву Кулиша и занялась продюсированием, а Кирилл сначала пробовал себя в актерском деле, а затем стал театроведом. Перу сына принадлежат две книги о биографии Алексея Николаевича — «Разговоры с отцом» и «Другая цивилизация».

Воспоминания чередуются здесь с дневниковыми записями и эссе, проливая свет на творческую мастерскую драматурга. Кирилл рассказывает, что в детстве приходилось терпеть строгость отца, который стремился вырастить из детей спартанцев, заставляя по утрам бегать и обливаться холодной водой. Также сын вспоминает, что злился на отца из-за его измен матери.

Прожив с Арбузовым 30 лет, жена устала терпеть его романы с актрисами, о которых знала вся страна, и подала на развод. Она также мучилась из-за собственной нереализованности, поскольку оставила карьеру ради семьи. Их дача в Переделкино, обустроенная ее руками, долгое время была гостеприимным домом для писателей, артистов, режиссеров и прочих творческих друзей. Дети поначалу держали обиду на отца, но в итоге смогли понять его артистическую «внесемейную» натуру и помирились с ним.

Биография[править | править код]

Родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье. Среди его предков был декабрист Антон Арбузов (1797/1798—1843). Отец, Николай Кирович Арбузов был банковским клерком в Санкт-Петербурге, впоследствии разорился. Мать — Надежда Владимировна Мандражи, сестра Инны Владимировны Мандражи — актрисы Малого театра (театра Суворина). Дед Владимир Николаевич Мандражи был дворянином греческого происхождения, внесённым в 3-ю часть Российской Дворянской родословной книги по Херсонской губернии. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.

Революция 1917 года, голод и болезнь матери, тяжело переживавшей уход мужа к своей первой жене, сделали Алексея сиротой в 11 лет. Мальчик был вынужден бродяжничать и вскоре попал в колонию для трудновоспитуемых. В БДТ Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил А. А. Блок. Впечатление Арбузова было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.

В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет поступил в драматическую студию под руководством Павла Гайдебурова, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра. Весной 1928 года Арбузов покинул театр, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принял участие в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.

После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в Театр имени Мейерхольда. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта; поскольку это был театр малых форм, Арбузов писал для него агитационные обозрения.

В 1939 году вместе с В. Н. Плучеком организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия». С началом Великой Отечественной войны студия была преобразована во фронтовой театр и прекратила своё существование после окончания войны.

Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции, с Марией Бабановой в главной роли. В дальнейшем «Таня», как в первой редакции, так и во второй (1946 года), ставилась едва ли не во всех театрах страны и принесла широкое признание автору

Пьесы Алексея Арбузова ставили во многих странах мира, а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» сыграна более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии Теннесси Уильямса и Джона Осборна.

Государственная премия СССР (1980) — «за пьесы последних лет».

Могила Арбузова А.

Умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Творчество

В конце 1920-х годов Арбузов предпринял попытку организовать «Цех экспериментальной драмы» и разъезжал с единомышленниками по уездным городам в «агитвагонах». Репертуара артистам не хватало, а потому Алексей решил сам писать пьесы. Первые опыты не приносили успеха, а прорывом стала написанная в 1938 году «Таня», премьера которой состоялась в Театре Революции. С тех пор произведение ставили на сценах по всей стране, а автор стал востребованным театральным драматургом.

Вместе с Валентином Плучеком мужчина организовал студию, которая с началом Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. Он продолжил пополнять библиографию новыми текстами, которые становились спектаклями и обретали экранизации, в их числе «Иркутская история», «Старомодная комедия», «Сказки Старого Арбата». Фильмография Арбузова насчитывает с десяток работ.

Пьесы Алексея Николаевича оказались близкими зрителю, который нуждался в утешении и сказке. Его нередко обвиняли в театральности и отрыве от социальных проблем, но автор продолжал гнуть свою линию и писать чуть наивные, сентиментальные истории, в центр которых ставились душевные переживания героев.

«Мой бедный Марат», «Жестокие игры», «Годы странствий» смотрят на человека любовно и стараются «объяснить, а не обвинить».

Этот светлый взгляд роднит с произведениями Арбузова зрителей любого возраста, пола и национальности. И сейчас, когда творчество многих советских авторов считается пережитком соцреализма, эти пьесы кажутся полными жизни и искренности.

Смерть

Драматург прожил 77 лет, в последние годы жизни испытывая проблемы со здоровьем, которые стали причиной смерти, наступившей 20 апреля 1986 года. Арбузов ушел, окруженный народной любовью и признанием. Его произведения становились фильмами и ставились как в советских театрах, так и за рубежом, за что в 1980-м автора удостоили Государственной премии СССР.

Могила Алексея Арбузова

Незадолго до кончины мужчина еще намеревался посетить премьеру своей пьесы в Театре имени Моссовета. Уже понимая, что уходит, Алексей Николаевич завещал дочери сохранять семейные связи, прощать близких и не бросать их. И признался, что очень виноват перед ее матерью. Похоронили Арбузова на Кунцевском кладбище Москвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: